8 причин заняться контактной импровизацией

Важное на тему: 8 причин заняться контактной импровизацией с полным описанием и комментариями специалистов.

Impropedia

Сценической импровизацией занимаются люди настолько разные, порой удивляешься — что их объединяет? Актеры, программисты, бизнесмены, ведущие, менеджеры, бухгалтеры, мамочки, музыканты. Многие из них, придя на открытый урок, доверяют своей интуиции и, сами того не ожидая, глубоко погружаются в мир импровизации.

Что же дает импровизация тем, кто дает шанс импровизации?

1. Уверенность. В импровизации человек учиться быть смелым и доверять себе. Ни в каком другом месте вы не будете учиться выходить на сцену с пустой головой, без сценария и создавать с партнером истории без подготовки. Это отличная школа, которая даст вам заряд уверенности в себе, поможет не тревожиться о таких вопросах, как «что обо мне подумают», «как я выгляжу», «а что мне дальше говорить» и проч., а фокусироваться на главном и делать свою работу, несмотря ни на какие сомнения.

2. Развитие способностей. Импровизируя, вы должны задействовать возможности своего мозга на 100%. В импровизации развиваются внимание, память и воображение. Вы учитесь быстро реагировать на предлагаемые обстоятельства, запоминать в ходе сцены множество событий и фактов, выкручиваться и находить оригинальные решения. Это полезные навыки, которые применимы в любой жизненной ситуации.

3. Позитивное мышление. Импровизация — это настоящий анти-депрессант. Главная философия импро заключена в основном правиле импровизации «Да, и. «. Вы не только учитесь соглашаться с новыми идеями, но и вносить свой вклад, не осуждая входящее предложение. Импровизация помогает преодолеть свои страхи и снизить тревожность. В атмосфере всеобщей поддержки и одобрения актер-импровизатор учится понимать свои желания и не стесняться их, а превращать в инструмент для творчества.

4. Социальные преимущества. Готовьтесь к тому, что у вас станет сто новых друзей самых разных сфер деятельности и увлечений, которые будут вытягивать вас на тусовки чуть ли не каждый день. Таков мир импро: мы не можем сидеть на месте. Забудьте о том, что заводить друзей после 20 становится сложнее — в импро все друзья почти по умолчанию. Очень круто заводить знакомства за пределами своей привычной компании и благодарить судьбу за то, что решил заняться импровизацией.

5. Импровизация — это просто крутое занятие. Даже если вы не хотите быть актером, писателем или импровизатором — это отличный навык, которым полезно владеть. Забудь про страхи, полюби риск, смотри на мир проще, научись решать свои проблемы и слушать других. Иногда будет сложно, но любое стоящее занятие требует усилий.

Эрос и Космос

Контактная импровизация — это танцевальная практика, в которой точка физического контакта является отправной точкой совместного исследования движения в импровизации 1 . Танец создаётся двумя или несколькими людьми, которые свободно перемещаются в пространстве, пробуя при этом сохранять между собой телесный контакт. Они могут двигаться как стоя, так и перекатываясь по полу, активно используя опору земли. Танец может быть и быстрым, и медленным, при этом танцующие могут отдавать вес и перекатываться друг по другу. Красота контактной импровизации (КИ) в её спонтанности и непредсказуемости, в позволении и доверии к тому, как разворачивается момент настоящего, в той тайне, которая при этом раскрывается. Эта двигательная медитация и практика осознанности хороша тем, что предлагает такой способ взаимодействия с людьми, при котором установка, что вокруг чужие люди, сама собой меняется на интерес к тому, как два тела встречаются в движении — и границы растворяются.

Красота контактной импровизации в её спонтанности и непредсказуемости, в позволении и доверии к тому, как разворачивается момент настоящего, в той тайне, которая при этом раскрывается

Будучи танцорами контактной импровизации и фасилитаторами, поддерживающими групповой процесс, мы стали замечать, что КИ — не только танцевальная форма, но и личная практика осознанности, отпускания и доверия — того, что необходимо и вне танцевального зала. Развивая эти способности через танец, можно привнести их в нашу повседневную жизнь и отношения.

1. Отпускание ожиданий и контроля

В жизни мы, сознательно или подсознательно, предпочитаем иметь план и управлять ситуацией, вместо того, чтобы довериться таинству настоящего момента. Как правило, в основе этого лежит страх.

Мы планируем наш день, неделю, и всю жизнь, в том числе наши отношения, создавая прочные представления о том, какими должны быть вещи, люди, ситуации и мы сами. Но когда наши представления рушатся, и оказывается, что у жизни свои планы на наш счёт, мы склонны разочаровываться, а то и впадать в злость или уныние. Это основная причина множества наших страданий.

Контактная импровизация позволяет испытать прелесть отпускания контроля: двигаться в потоке, используя то, что предлагает настоящий момент. Когда, отбросив попытки контролировать ситуацию, мы впускаем в наше исследование позволение и доверие к происходящему, мы обретаем живой опыт того, как удивительно может раскрыться танец (и жизнь). И, как правило, глубина и красота этого открытия превосходит все наши ожидания.

Контактная импровизация позволяет испытать прелесть отпускания контроля: двигаться в потоке, используя то, что предлагает настоящий момент

2. Навык слушания

Мы выстраиваем отношения исходя из своих привычек и паттернов. Когда мы вступаем в более близкие отношения с другим человеком, то наталкиваемся на его привычки и паттерны — то, как он ведёт себя, общается, выражает свои чувства. Иногда они похожи на наши, но куда чаще — отличаются от них.

И вот мы начинаем подгонять партнёра под наши представления о том, каким ему следует быть, а он, со своей стороны, делает то же самое (опять же, в основном бессознательно). Мы перестаём слышать желания и потребности друг друга, фокусируясь лишь на собственных. Сонастройка с партнёром, сопереживание — мы не привыкли вкладываться в развитие этих качеств, и теряем их, когда начинаем воспринимать присутствие партнёра как нечто само собой разумеющееся.

Читайте так же:  Что можно приготовить из скумбрии

Танцуя КИ, мы можем оказаться рядом с партнёром, движения которого отличны от наших (плавные/страстные, медленные/динамичные). Это встреча двух разных типов энергий, и мы не можем просить партнёра прекратить танцевать так, как он это делает, перестать быть собой. Вместо этого мы учимся сонастраиваться, использовать эту энергию для совместного потока, рождая гармонию, прекрасный танец противоположностей, встретившихся посредине.

Взаимоотношения возникают, когда мы резонируем друг с другом, начинаем слышать друг друга, позволяя выразить свою подлинную суть, рождаем совместный поток движения. И это возможность раствориться в единстве.

Взаимоотношения возникают, когда мы резонируем друг с другом, начинаем слышать друг друга, позволяя выразить свою подлинную суть, рождаем совместный поток движения

3. Доверие себе и другим

В контактной импровизации вы сами отвечаете за собственную безопасность. Необходимо научиться не впадать в зависимость от кого-то, кто оберегает нас. КИ — это сотворчество ответственных за себя людей. Если вы травмируетесь, то не можете никого в этом обвинить. Нам нужно развивать навыки бережного приземления. Например, если вы решили оказаться на партнёре или наоборот — под ним, вы знаете, что в любой момент он может изменить направление или скорость своего движения, сделать что-то своё или вовсе ускользнуть безо всякого предупреждения — вы берёте ответственность за себя. КИ ведёт свои корни из айкидо, которое учит падать и защищаться.

Этой практике можно привести красивую параллель в повседневной жизни: попробуйте замечать моменты, когда вы во взаимоотношениях с партнёром или семьёй предпочитаете зависеть друг от друга, оберегая себя от падения. Вместо того, чтобы развивать собственную способность быть уязвимым, имея в то же время силы и возможность сохранять себя. Практика КИ предлагает этот опыт — быть во взаимоотношении с партнёром, сохраняя при этом полную самостоятельность.

В контактной импровизации вы сами отвечаете за собственную безопасность. Необходимо научиться не впадать в зависимость от кого-то, кто оберегает нас

Как довериться

Как только вы «включаете голову», думая о том, как действовать, куда двигаться — вы не можете полностью отдаться взаимодействию с партнёром, и ему в этот момент сложно «отдаться» вам. Чтобы сделать этот процесс лёгким, нужно находиться вниманием в теле. Вдыхайте и выдыхайте, наблюдайте разные части тела, это поможет распространить осознанное внимание из ума в тело. Регулярные занятия подобными практиками скорее приведут вас к доверию потоку движения вашего тела совместно с телом партнёра, чем попытки держать всё под контролем.

4. Ведение и следование

Обычно во время танца вы можете обнаружить себя в роли ведущего или ведомого по отношению к своему партнёру, — это происходит само собой. Но хорошо отмечать, что именно вам больше свойственно — быть пассивным или управлять, — и какие предпосылки это создаёт для развития танца.

В конечном итоге, как в КИ, так и в жизни, мы хотим найти баланс, когда в любой момент мы можем как вести, так и следовать.

Контактная импровизация предлагает прекрасное и безопасное пространство для исследования этих противоположных состояний, где вы можете следовать и принимать, или вести и управлять. И хорошо, если вы будете больше практиковать ту роль, которая не свойственна вам в обычной жизни. Понаблюдайте, что для вас привычнее в жизни, а если вам трудно найти ответ на этот вопрос, во время танца он станет очевидным.

Прекрасное исследование получается, когда женщины ведут мужчин, а мужчины позволяют им лидировать — положение непривычное для большинства танцевальных стилей.

Понаблюдайте, что для вас привычнее в жизни, а если вам трудно найти ответ на этот вопрос, во время танца он станет очевидным

5. Братская и сестринская поддержка/ исцеление отношений с представителями того же пола

« Мужчины должны танцевать только с женщинами, а женщины — с мужчинами», — это клише широко распространено.

КИ стирает границы, препятствующие близкому взаимодействию с человеком того же пола. Если вы — мужчина и встретились с другим мужчиной, то танец может быть динамичным, наполненным игрой и физическим взаимодействием, вы будете удивлены глубиной взаимопонимания, доверившись партнёру, играя с его весом, следуя и проявляя инициативу в танце.

Если вы девушка и танцуете с другой девушкой — ваш танец может стать прекрасным мягким и живым потоком близости и творческого самовыражения.

6. Большая соединённость с телом

Будучи людьми — мы часто оказываемся в ловушке, отождествляя себя с разумом и со своими мыслями. Эта привязанность к рациональному мышлению разрушает нашу связь с телом, чувствами, движениями эмоций, интуицией, подавляет многие аспекты нашего существа. Контактная импровизация предлагает путь в эмбодимент — слияние со своим телом, когда мы действуем с осознанием текущего момента. Для того, чтобы сдаться, войти в состояние потока — это необходимо.

Используя дыхание и перемещая своё внимание из головы в тело, вы можете оказаться в состоянии потока естественно, «автоматически»

Используя дыхание и перемещая своё внимание из головы в тело, вы можете оказаться в состоянии потока естественно, «автоматически». Это также создаст качество присутствия, ведущее вас к осознанности и внимательное к тому, что предлагает вам танец в каждый момент.

Развивая осознанность и практикуя соединённость со своим телом, мы можем облегчить свои каждодневные страдания, связанные с закрепощённостью ума, привнести гармонию и умиротворённость в свой внутренний мир и наши отношения.

Подытоживая сказанное, контактная импровизация даёт основу для выстраивания доверия к себе и другим, предлагает развитие глубоких принципов позволения и отдачи потоку настоящего момента. Переход от человеческих действий к проживанию себя как человека. Или — от человека делающего к человеку присутствующему.

контактная импровизация

8-й Фестиваль КИ и Танца в Воде в Таиланде

С 9 по 19 марта 2019 года на острове Ко Чанг в провинции Ранонг (не путать с большим Ко Чангом у границы с Камбоджей) пройдет наш уже 8-й Фестиваль Контактной Импровизации и Танца в Воде. Это уникальное в своем роде событие, которое мы организуем большой международной командой учителей, собирающее каждый год от 60 до 80 человек со всего мира.

Читайте так же:  Чем заедать зимнюю хандру

Контактная импровизация — это вид современного танца, позволяющий двум (или нескольким) партнерам вести спонтанный телесный диалог. Танец с расширенными рамками, ограниченный только физическим законами. Здесь нет заучивания схем движения. Здесь есть обучение слушанию тела. Слушая свое тело мы ищем свой танец свое движение, которое рождается здесь и сейчас с партнером, с группой, пространством в близком контакте и на расстоянии.

7-й Фестиваль КИ и танца в воде в Таиланде

С 8 по 18 марта 2018 года на острове Ко Чанг в провинции Ранонг (не путать с большим Ко Чангом у границы с Камбоджей) пройдет наш уже 7-й фестиваль контактной импровизации и танца в воде. Это уникальное в своем роде событие, которое мы организуем большой международной командой учителей, собирающее каждый год от 60 до 80 человек со всего мира.

Малый Ко Чанг с радушием примет нас снова. Уникальный остров с уникальной природой, атмосферой и гостеприимными местными жителями. Ко Чанг находится на западном побережье Таиланда в акватории Андаманского моря. Здесь подробно описано как добираться до острова. Это удивительно тихое место: здесь нет отелей, транспорта, пробок, торговых центров и прочих отголосков цивилизации. Тут можно наслаждаться незагрязненной природой, морем с удивительным светящимся планктоном, черно-белым песком и прогулками по плантациям кешью и каучуковых деревьев.

6-й Фестиваль КИ и танца в воде в Таиланде

С 1 по 11 марта 2017 года на острове Ко Чанг в провинции Ранонг (не путать с большим Ко Чангом у границы с Камбоджей) пройдет наш уже 6-й фестиваль контактной импровизации и танца в воде. Это уникальное в своем роде событие, которое мы организуем большой международной командой учителей, собирающее каждый год от 60 до 80 человек со всего мира.

В прошлом году мы переехали с большого Ко Чанга на малый и он превзошел все наши ожидания. Уникальный остров с уникальной природой, атмосферой и гостеприимными местными жителями. Ко Чанг находится на западном побережье Таиланда в акватории Андаманского моря. Здесь подробно описано как добираться до острова. Это удивительно тихое место: здесь нет отелей, транспорта, пробок, торговых центров и прочих отголосков цивилизации. Тут можно наслаждаться незагрязненной природой, морем с удивительным светящимся планктоном, черно-белым песком и прогулками по плантациям кешью и каучуковых деревьев.

Фридайвинг во Владивостоке и ныряние с нерпами

Уже почти 3 недели, как мы вернулись на Бали, а до сих пор регулярно вспоминаем Владивосток и время проведеннное там. Владивосток превзошел все ожидания и для меня стал безусловно одним из самых интересных городов России. Ниже фотоотчет с пребывания в самой восточной точке всех наших путешествий.

Город расположен у моря и это уже создает свою особую атмосферу. Не холодного моря, как Питер или Мурманск, но и не теплого туристического, как на Черноморском побережье. Владивосток — другой, особенный.

Подводный дзен: чему учат танцы в воде

Статья-интервью с Сашей Безродновой о КИ в воде

— Как вы сами занялись контактной импровизацией?
— Сама я занялась КИ 12 лет назад, когда начала заниматься телесно-ориентированной терапией, и друзья порекомендовали мне «сходить-попробовать». Сходила. И это определило всё дальнейшее развитие меня как человека и как специалиста. С тех пор я безостановочно углубленно изучаю природу тела, движения, теласознания — того, что по английски называют BodyMind, преподаю контакт, импровизацию и телесную осознанность.

Контактная импровизация: смесь танца, медитации и боевого искусства

Саша Безроднова, преподаватель московского Центра развития контактной импровизации и перформанса рассказала о том, насколько осознанным может быть движение и как оно меняет жизнь. А еще — почему в её танце нет места мыслям и чем московская практика отличается от новосибирской и петербургской.

— Саша, расскажи, как ты познакомилась с этой практикой.

— Я училась на психолога, друзья рассказали, что есть такая штука — контактная импровизация. Я попробовала, мне понравилось. Подумала: «Какая крутая штука! Буду всегда теперь туда ходить!» Но в следующий раз пришла на занятие только через год — потребовалось много времени, чтобы дозреть, морально вырасти.

8 причин заняться контактной импровизацией

[ Tags | contact improvisation ]
Видео (кликните для воспроизведения).

Чаще всего умные мысли про контактную импровизацию приходят на джемах или сразу после них. В ходе случившегося танца происходит что-то особенное, благодаря чему я понимаю что-то важное про КИ в целом, потом домысливаю и, наконец, формулирую какие-то глобальные выводы. Но кроме взгляда изнутри есть еще взгляд снаружи. Иногда необходимо выйти, чтобы увидеть что-то, что изнутри незаметно.

Недавно я вел занятие. Связанное с телом, но не по КИ. Показал одну вещь на полу, потом поднялся, сделал пару шагов (якобы по инерции) и налетел на стену. Казалось бы, дешевый театральный эффект, причем совершенно бессмысленный. Но присутствующие засмеялись.

Секрет в том, что это было неожиданно. И импровизация должна быть неожиданной, иначе это будет неинтересно. Вроде бы импровизация – это любое действие, не продуманное заранее. Но не всё, что рождается на ходу, представляет интерес. Важна именно неожиданность.

Кстати, придя домой, заглянул в словарь и с удивлением обнаружил, что оказался прав: слово «импровизация» происходит от лат. improvisus – неожиданный, внезапный.

Занятия по КИ часто начинаются с того, что участники садятся в круг и долго разговаривают – по кругу представляются и говорят что-нибудь о себе или о том, зачем они пришли и что думают о КИ. Обычно это долгий и нудный процесс. На одном из таких кругов рядышком сидели двое тезок. И вот когда первый закончил свою речь и представился второй – выяснилось, что они тезки. Я мгновенно сорвался с места, сел между ними, закатил глаза и зашевелил губами, после чего вернулся на место. Опять же простейшая вещь, но этого не ждал вообще никто. Сколько проходит таких кругов – всегда все сидят неподвижно, врастают в пол и с томным видом выслушивают друг друга. Получилось неожиданно и, следовательно, интересно.

Читайте так же:  Самые модные аксессуары для волос 2016

Теперь непосредственно по поводу КИ.

Если заглянуть на какой-нибудь джем или открыть наугад видеоролик в Интернете, то с вероятностью 80% будет примерно одна и та же картина: два человека перекатываются друг по другу, поочередно отрываются от пола и опускаются обратно. У кого-то получается хуже, у кого-то лучше, но разнообразием не пахнет, хотя, казалось бы, должна быть полная свобода действий и множество самых разных движений и переплетений тел.

Раньше я думал, что проблема в том, что контактники (опять же в 80% случаев) используют одну и ту же технику и отвергают всё остальное. Например, они не запрыгивают друг на друга, они не ударяют друг друга, они редко хватают друг друга руками. Все эти ограничения обедняют танец. Остаются перекаты и тому подобные штуки.

Но сейчас я понял, что это еще полбеды. Главная проблема КИ – не в ограниченном наборе элементов.

Любой учитель КИ вам скажет, что одно из важнейших умений – это умение слушать. Один партнер ведет, другой внимательно слушает и следует за ним телом, потом они меняются ролями, потом снова меняются ролями и так далее. То есть танец построен на том, что один подает сигналы, а другой их улавливает и реагирует. Очень важно, чтобы у них была налажена эта коммуникация, поэтому тот, кто ведет, должен подавать сигналы очень четко и не спешить, если партнер за ним не успевает. Один увеличивает или уменьшает давление в точке контакта, или же плавно смещает точку контакта куда-то в другое место тела, а второй это чувствует и реагирует. При этом реагировать можно по-разному: например, если один увеличивает давление, то второй может как начать сопротивляться, оставшись на месте, так и поддаться импульсу, двинувшись туда, куда его направляет партнер. Но в целом идет диалог: вопрос – ответ, опять вопрос – опять ответ, встречный вопрос – ответ и так далее.

Так вот, о какой неожиданности может идти речь, если весь танец построен на ведении и слушании? Если я сделаю резкое движение, это будет неожиданно, но партнер не успеет отреагировать, а если я буду двигаться плавно, чтобы он успел отреагировать, я не смогу его удивить.

Зрителя, который никогда не видел КИ, все эти перекаты с поддержками, конечно, удивят (но точно так же постороннего зрителя удивили бы любые другие эффектные движения, отрепетированные заранее). А тот, кто более или менее в теме, быстро поймет, что разные танцы на разных джемах похожи друг на друга и действительно неожиданных моментов очень мало.

КИ – это хорошая танцевальная техника, полезное для здоровья занятие и мощная психологическая помощь. Но, вопреки названию, она строится не на импровизации, а совсем наоборот.

Грани Танца

Танцевальный блог

3 причины попробовать контактную импровизацию

Контактная импровизация (КИ) — это в первую очередь танец, физический диалог двух и более танцующих людей. В нем сочетается все, что может называться танцем. И в то же время это определенный стиль движения, который использует точку контакта как отправную точку совместного танца. Танцор сегодня — несколько размытое понятие, так как есть разница между академическим танцором (профессиональным исполнителем) и «танцующим человеком» (занимающимся танцем). КИ одинаково полезна и для первых и для вторых, потому что может научить полезным навыкам как в танце, так и в жизни. Есть как минимум три причины попробовать себя в контактной импровизации.

1. Специфическая физическая нагрузка

Люди, танцующие КИ, получают определенную нагрузку на тело и при этом не занимаются повторением одного и того же движения. КИ — это импровизация и, соответственно, подразумевает многообразие форм, которые сменяются ежесекундно.

Для успешного контакта нам нужно гибкое тело, которое способно менять форму, когда это необходимо. У человеческого тела объем движений свыше миллиона — это наш потенциал, и чем лучше мы владеем формами, тем богаче наш танец! Пока мы занимаемся поиском этих форм, мы задействуем «труднодоступные» и подчас просто неиспользуемые в обычной жизни группы мышц.

2. Умение управлять «силой»

Для танца в КИ нужна сила, но она необходима «по запросу» (например, при поддержке). Часто можно слышать о «мягкой силе» в КИ, здесь идет речь про «телесную мудрость». Это подобно овладению стихией, сама по себе она может быть разрушительна, но способность управлять ею приносит пользу.

Для танцующего в КИ очень важна идея «связи с землей» — ощущать ее, осознавать ее поддержку, держать в сознании эту статичную опору, в то время, как есть динамичная и непредсказуемая сила — партнер. Поднимая партнера в верхние поддержки, я работаю в содружестве мышцы-кости-земля и пропускаю эту связь через свой физический центр. И тогда я значительно снижаю наши общие риски, получаю удовольствие от контакта и наслаждаюсь сильным и радостным телом.

3. Учиться партнерству

В КИ танец подразумевает сотрудничество и развивает в этом направлении. Партнер действует как зеркало. Я работаю со своим эго и привычками двигаться и действовать. И уже неважно в танце это происходит или в повседневной жизни. Я узнаю о том, какие разные у людей паттерны движения, и многообразие ситуаций дает удивительный опыт контакта с каждым и узнавание себя, исследование собственных границ, моментов восприятия и др. В целом, если бы я жила на необитаемом острове, меня это, наверное, не волновало бы. Однако вокруг очень много людей и лучше, если мы будем стремиться к переживанию чего-то хорошего вместе, чем наоборот, и в КИ есть такая ценность.

Читайте так же:  Топ-10 опасных привычек, которые кажутся безобидными

Одновременно речь идет о свободе (импровизации) и сотрудничестве (контакте). Это интересная задача для двух танцующих. Каждая пара решает ее по-своему, иногда танцуя долго в потоке, иногда короткими встречами. Что значит слушать партнера, знать чего он хочет и не бояться/стесняться предложить что-то свое, поддерживать диалог и проявляться в нем самому? Все это происходит в теле и влияет на ум.

Пробовать КИ стоит, если вы заинтересованы в сильном и гибком теле, способности импровизировать вместе с другими, изучать принципы и законы, по которым движется тело. В КИ вы следуете своем интересу и сами решаете, что для вас сейчас актуально и углубляетесь в изучении одной темы или аспекта, физического или психологического.

По словам основателя КИ, Стива Пэкстона, КИ – это открытая система движения, в которой каждый найдет себе состояние по душе, для радости и развития.

Мотивы, по которым люди начинают заниматься контактной импровизацией.

Задавая вопрос о целительности контактного танца, не возможно не обратиться к мнению самих участникам классов и тренингов. Мне бы хотелось дать небольшую, феноменологическую иллюстрацию — видится полезным и показательным процитировать ответы на вопрос «Для чего я занимаюсь контактной импровизацией?», которые дали некоторые участники танцевального тренинга для начинающих. Я сгруппирую ответы по психологическим потребностям, которые удовлетворяют участники групп контактной импровизации:

1. Принятие образа «физического Я». «Я становлюсь мягче. Мои движения, до этого были скорее похожи на борьбу, на противостояние». «Я худею». «Тело начинает нормально жить – за грибочками может наклониться». «Чувствую себя легче – и тело летит, и на душе легко».

2. Потребность в свободном, спонтанном самовыражении. «Я занимаюсь классическими формами танца, и в них очень жесткая структура, а мне так хочется импровизации». «Новая степень свободы». «КИ для меня – это отдельный мир жизни моего тела. Я реализую вещи, которые в жизни не могу делать – колесо, например, крутить. Это полет». «Исследование спонтанности, освобождение от гиперконтроля. Наша жизнь гиперструктурирована, а импровизация – это, когда не знаешь, что будет. Также моя цель – научиться импровизировать за пределами зала». «Я структурированно отражаю информацию. У меня развит «умище», а хочется быть гармоничным».

3. Осознание скрытых сторон своей личности. «Я пришел понять себя». «Я пришел просто посмотреть. И мой интерес к себе в танце вырос». «Жизнь движется спонтанно. Я хочу понять, как это происходит и во мне».

4. Потребность в коммуникации, в новых формах коммуникации. «Я учусь общению без слов. Общение в танце для меня более сущностно». «Движение – еще один язык, на котором мне интересно говорить». «Я более открыта, готова к диалогу на другом уровне. Это касается и моих взаимоотношений в жизни».

5. Открытие ресурсных состояний. «Я хочу стать счастливым». «Я никогда не танцевал и не понимал, какое удовольствие люди могут получать от движений. Только через собственный танец я смог почувствовать, как это может быть хорошо».

6. Принятие другими людьми. «Одна знакомая женщина, узнав, что я пошел на этот тренинг, сказала, что меня уважает».

7. Принадлежность к группе. «Мне важно партнерство и ощущение, что все родные».

8. Близость, интимность. «Вот потанцевал однажды с человеком. Через какое-то время его встречаю на джеме, и мы обнимаемся. Вроде контактировали всего пол часа, а ощущение, что он родной». «Я чувствую, что нахожусь на дистанции с другими людьми. Умищем приблизиться не получается, может быть, телесная часть сможет».

9. Простраивание границ личностного пространства. «Также, важно не бояться людей, научиться говорить им и «да», и «нет»

10. Самопринятие, повышение самооценки. «Важно любить себя. В танце я учусь принимать себя».

11. Работа со страхами. «Побороть страх телесной травмы, которая была годом раньше». «Потерять баланс и равновесие, оказывается нестрашно. Это отрывает новые возможности для полета и танца».

Хочу обозначить, что обычно на тренинг для начинающих приходят заниматься те участники, которые уже прошли несколько классов по контактной импровизации и имеют некоторое представление о том, что такое урок КИ. Мы может заметить, что, обращаясь к контактной импровизации, как форме танца, а не терапии, люди интересуются не только работой со своим физическим телом, люди работают над собой в целом — им интересна тема личностного роста и личностных изменений. Участники классов по КИ меняют представление о себе, о своих способностях, качествах, повышается их самооценка и самопринятие. Демократичность КИ как формы танца создает атмосферу принятия и безоценочности. Классы по КИ становятся местом, где участники исследуют возможности открытого и спонтанного самовыражения, новых конструктивных, диалогичных форм коммуникации, прорабатывают страхи и учатся импровизировать. Мы можем также предположить, что классы и тренинги по КИ являются телесно-двигательной альтернативой (формой) «Т-групп» (групп встреч), развивающих аутентичность, конгруэнтность, ответственность, слушание участников.

На занятиях по КИ акцент делается на физическом взаимодействии, на танце и не происходит фиксации на психологическом значении тех или иных процессов. Терапевтический эффект КИ неоспорим, но еще большим он мог бы быть, если бы те приобретения и навыки, которые получают люди в процессе занятий, были бы озвучены и переведены из плоскости физической в плоскость психологическую в том числе. Я бы рекомендовала использовать контактную импровизацию, как технику или как часть программы танц-терапевтических групп и сессий, где к повышению уровня телесной осознанности, прибавилась бы также и осознанность психологическая.

Что такое:: контактная импровизация

Контактная импровизация — это танцевальный стиль на стыке хореграфии, театра, фитнеса, коммуникативных и духовных практик. Для того, чтобы заниматься контактной импровизацией, не нужна специальная физическая подготовка. В контактной импровизации нет никаких стилевых канонов или особых движений. Главный принцип — общение двух людей через прикосновение. Задачей танцора является без слов уловить эмоциональное состояние партнера, понять его чувства, попытаться войти с ним в контакт.

Читайте так же:  5 романтичных десертов ко дню святого валентина

Контактная импровизация — это танцевальный стиль на стыке хореграфии, театра, фитнеса, коммуникативных и духовных практик. Для того, чтобы заниматься контактной импровизацией, не нужна специальная физическая подготовка. В контактной импровизации нет никаких стилевых канонов или особых движений.

Главный принцип — общение двух людей через прикосновение. Задачей танцора является без слов уловить эмоциональное состояние партнера, понять его чувства, попытаться войти с ним в контакт. Общение между людьми в контактной импровизации достигается благодаря совместному движению.

Спонтанное взаимодействие, особый невербальный диалог устанавливается благодаря кинестетическим ощущениям, возникающим благодаря соприкосновению двух (или более) тел.

Партнеры то ищут взаимную опору и баланс, то мягко и бережно переносят вес своего тела на другого человека. Танцоры то сближаются, то отдаляются друг от друга. При этом все движения должны быть естественными и спонтанными, иначе это уже будет не контактная импровизация, а что-то другое.

Танцорам крайне важно освободиться от диктата разума, не анализировать свои действия, а совершать те или иные движения, повинуясь лишь внутреннему импульсу. В контактной импровизации не бывает правильных и неправильных движений — каждый действует, повинуясь своему сердцу. Каждая импровизация — это уникальное представление, которое в дальнейшем будет невозможно повторить. Главное — двигаться и получать от этого удовольствие.

История контактной импровизации

Первой попыткой контактной импровизации можно назвать выступление под названием «Магний», которое в 1972 году было представлено публике на конференции Гранд Юнион. Танцор Стив Пэкстон продемонстрировал номер, в котором в течение 10 минут 11 танцоров непрерывно сталкивались и подбрасывали друг друга, валялись по по полу и прыгали.

После этого выступления Стив Пэкстон и еще 15 атлетов исследовали коммуникативные аспекты танца «Магний». Были разработаны упражнения, позволяющие развить ощущения легкости и полета. Как оказалось, заученные движения только мешали и лишали импровизацию естественности. Главной задачей было добиться слияния сознания с телом, сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас.

Новую технику назвали контактной импровизацией. Уже в начале 1973 года основатель направления, а также еще несколько исполнителей совершили тур по Западному побережью США.

Они проводили мастер-классы по контактной импровизации, организовывали выступления перед публикой. Особенностью этих выступлений было отсутствие какого-либо особого антуража, свойственного другим видам сценического действа. Танцоры не надевали специальных костюмов, выступления шли без музыкального сопровождения, на сцене особым образом не выставляли свет.

Основные правила контактной импровизации

Несмотря на то, что движения должны быть максимально естественными и неспланированными, в контактной импровизации есть несколько закономерностей, которыми нужно руководствоваться.

1. Точка соприкосновения. Все движения контактной импровизации возможны лишь при наличии контакта между двумя телами. При этом партнеры пытаются найти общие траектории движений, взаимодействовать с весом тела другого человека. При этом цель каждого перемещения в пространстве — сохранение или, напротив, разрыв физического контакта с партнером, поиск взаимной опоры.

2. Вовлечение в процесс всего тела. Постоянное взаимодействие с другим человеком нужно стараться поддерживать, используя всю поверхность своего тела. Фактически нужно научиться «чувствовать кожей».

3. Движения в нескольких направлениях. В движение поочередно включаются различные части тела, перемещение веса тела происходит постепенно, что значительно расширяет возможности для импровизации, а также позволяет смягчить падения и перекаты. При этом создается впечатление сегментированности движений.

4. Движение изнутри. Для танцора, который занимается контактной импровизацией, движение рождается, в первую очередь, в сознании, а потом уже проецируется в реальное пространство. Первое время на занятиях долгое время учат концентрироваться на своих внутренних ощущениях. Это позволяет более тонко воспринимать и улавливать малейшие движения собственного тела, понимать, как оно работает. А это, в свою очередь, помогает наиболее точно проецировать движения в пространство.

5. Непрерывность, инерционность движения. Контактные импровизаторы стараются не прерывать зародившееся движение, следовать за возникшим потоком энергии, подчиняться инерции. Таким образом, выполняя спонтанно возникшее движение, даже сами танцоры не знают, куда оно их приведет.

6. Естественность движений. Танцоры избегают движений, которые ассоциируются с тем или иным танцевальным стилем. Для них нет разницы между тем, как они двигаются в жизни и во время исполнения импровизации. Максимально свободные и непринужденные положения тела — вот к чему следует стремиться исполнителям.

7. Неформальность подачи танца. Контактную импровизацию не исполняют на специально отделенной сцене, у выступления нет четко фиксированной длительности, отсутствуют специфические костюмы.

8. Спонтанность. Контактная импровизация не является постановочным действом. Все движения рождаются прямо на глазах у зрителя. Даже сами танцоры не знают, каков будет их танец. Кроме того, нет и заученных последовательностей движений и танцевальных фигур. Даже настроение танца сложно выбрать заранее.

Что дают занятия контактной импровизацией?

Во-первых, контактная импровизация помогает лучше понимать себя и окружающих людей. Танцор познает возможности своего тела, а также учится понимать невербальные сигналы другого человека. Также при занятиях контактной импровизацией улучшается пластика тела, самооценка, способность нестандартно мыслить. Кроме того, этот вид деятельности позволяет ощутить радость движения и почувствовать гармонию с самим собой.
Видео (кликните для воспроизведения).

Контактная импровизация — танец, полностью построенный на взаимодействии с партнером. В нем ет заученных движений и каких бы то ни было стилевых особенностей. Главное — сконцентрироваться на внутренних ощущениях, почувствовать другого человека и просто начать совместное движение.

8 причин заняться контактной импровизацией
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here