Что можно и нельзя разрешать своему ребенку

Важное на тему: что можно и нельзя разрешать своему ребенку с полным описанием и комментариями специалистов.

Что можно разрешать детям, а что нет?

Всегда существует та самая грань, которую детям переступать не следует. Но как лучше поступать? Точно знаю, что если всё запрещать, то ребенок либо будет «себе на уме», либо полностью неконтролируемым, либо безынициативным. Для родителей ни один из вариантов не должен подходить. Важно, чтобы бы были другом своему ребенку. Только при хороших взаимоотношениях с малышом вы сможете безболезненно объяснить ему, почему иногда что-то делать не стоит. Попробуйте ощутить себя в его теле, перед тем как запретить определенную вещь.

Помните, что не стоит отнимать у ребенка детства. Вот два подхода к воспитанию: одна женщина запрещала своей дочке бегать, играть, она должна была только ходить в аккуратно выглаженной одежде за ручку, или же разрешать своему ребенку делать всё то, что не вредить окружающей среде, людям и здоровью. Какой подход более правильный? И какой ребенок, когда чуть подрастет, будет послушным и не уйдет в отрыв? Правильно, это второй случай.

Поэтому можно выделить несколько принципов как стоит воспитывать ребенка:

1) Разрешайте ребенку гулять и играть как он захочет. Оденьте по сезону и чтобы было удобно и отпускайте. Но ребенок должен знать, что деревья ломать нельзя, мучить животных тоже. Он должен быть свободен, но с ограничениями. А то, что он, например, промочил ноги – это ничего страшного. Дети должны знать, что когда вы все вместе идете в гости к друзьям они должны быть чистыми, зато, когда пойдете обратно, можно будет и с горки покататься. Но маленькие вещи дети должны стирать сами, чтобы они были в курсе, что стирка – это не просто;

2) Разрешайте детям приводить своих друзей и ночевать у вас. В итоге вы не будете беспокоиться с кем и где ваш ребенок, а дети проникнутся к вам доверием, и вы будете знать многие вещи. Вам будут доверять и уважать. Это лучше чем выискивание, чем занимается ваш ребенок за вашей спиной и прочее. Если вашему ребенку захочется перекрасить стену и потолок, то следует предупредить, что он может это сделать, но обратно всё возвращать будет тоже самостоятельно. Ребенок должен сам принять решение и это должен его выбор, так как комната принадлежит ему.

Вы можете быть в корне не согласны с данным подходом, но это один из способов как подружиться с собственными детьми. А использовать данные принципы или нет решать только вам. Но вспомните, как воспитывали вас в детстве и чтобы вы не допустили в отношениях со своими детьми.

О вреде слова «Нельзя» или Как правильно запрещать ребенку?

В этой статье я хотела бы поговорить на очень серьезную тему – стоит ли запрещать ребенку и если да, то как это делать? Ибо от того, как и в каких количествах вы будете говорить своему ребенку «нет» будет во многом зависеть ваша модель воспитания.

Прежде чем понять, что и в каком объеме вы собираетесь запрещать своему ребенку, задайте себе один вопрос: «Какого человека вы хотите вырастить? Свободного, способного самостоятельно принимать решения, или удобного для окружающих, закомплексованного, постоянно испытывающего чувство вины?»

Безусловно, человека второго типа удобнее воспитывать. Он меньше сопротивляется вашим требованиям, меньше выказывает свою волю, с меньшей вероятностью он влезет куда-то без вашего на то разрешения. Но! Наивно полагать, что детство пройдет, ребенок вылетит из под вашего крыла, и сразу изменится. Нет, такой человек всю жизнь так и будет бояться отстаивать свои интересы, он с трудом будет сам принимать решения, т.к. привык, что вы всегда говорили ему, что ему стоит делать, а что нет.

Итак, если вам больше нравится удобный ребенок, вы можете кричать ему «Нельзя!» к чему бы он ни прикоснулся, бить его по рукам без четкого объяснения причин, ну и все в таком духе. Ну а если вы все-таки хотите вырастить свободного и думающего человека… нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что такому ребенку должно быть все дозволено, запреты обязательно должны быть. Но какие именно и в каких количествах? Об этом читайте в статье!

Слово «нельзя» ребенок начинает понимать где-то в возрасте 6-8 месяцев . И как раз в это время вам впервые приходится столкнуться с необходимостью что-то запретить ребенку. В это время малыш уже начинает самостоятельно передвигаться в пространстве, его интересует все больше окружающих вещей, и тотально контролировать его действия, как это было раньше, у вас уже не получится. Начиная с этого возраста, хотите в этого или нет, вам придется иметь дело со словами с запретами.

Поэтому рассмотрим подробнее, как сказать ребенку « нет » и какие правила при этом нужно знать . Эти правила не теряют своей актуальности и в год, и в 2 года, и в 3 …

1. Запрещайте как можно реже!

Прежде, чем что-то запрещать ребенку, подумайте, а действительно ли это нельзя? Случится ли что-то страшное, если ребенок наступит в грязь или поднимет с земли выброшенный фантик? Ведь не так трудно постирать одежду ребенка или лишний раз протереть ему руки влажной салфеткой, стоят ли эти хлопоты того, чтобы запретить ребенку исследовать окружающий мир!

Под словом «нельзя» должны находиться только самые строгие запреты. Строгие запреты в основном могут быть связаны с вопросами безопасности (не совать пальцы в розетку), но могут быть связаны и с чем-то другим, например, с чем-то особенно ценным для вас.

Организуйте вашу семейную жизнь, так чтобы запрещать приходилось очень редко. Если ребенку еще нет 1-1,5 лет, просто уберите из зоны досягаемости ребенка все опасные и особо ценные предметы. Никакой бытовой химии и дорогой посуды в нижних шкафчиках, никаких острых предметов по близости, желательно, безопасные розетки. Так, чтобы вы точно знали, если ребенок будет передвигаться по комнате самостоятельно, ничего страшного не произойдет.

Если же ребенок уже постарше, то здесь задача будет потруднее. Нужно учиться идти на компромиссы со своим ребенком. Если ваше чадо хочет исследовать камешки и бумажные фантики – берите на прогулку влажные салфетки. Хочет исследовать грязное ведро для мытья пола – налейте и поставьте рядом чистое ведерко специально для малыша. Используйте также ограничительные условия. Например, на требование ребенка немедленно поиграть с ним не говорите «Нет», скажите «Я закончу свои дела через 15 минут, подожди, и мы с тобой поиграем» (только обязательно исполните свое обещание).

Почаще вместо «Что ты делаешь? Нельзя!» задавайте вопрос «Что ты хочешь?». По своей дочери я убедилась, что этот вопрос очень действенный. Стоит только его задать в ответ на капризы дочери, она сразу как бы приостанавливается и задумывается («И чего я в самом деле хочу?») Считаю, что этот вопрос очень хорошо помогает ребенку лучше понять себя. Этим вопросом вы завязываете с ребенком спокойную беседу, в которой потихоньку начинаете объяснять причину ограничений, рассказываете, что всем нам приходится согласовывать свои действия с желаниями окружающих.

Читайте так же:  Модные зимние шапки

Помните, чем реже вы будете говорить «Нет! Нельзя!», тем больше ребенок будет прислушиваться к этим словам.

2. Позиция родителей относительно запретов должна быть одинаковой

Избегайте ситуации, когда «плохой» папа запрещает, а «добрая» мама разрешает, или наоборот. Поначалу это только сбивает ребенка с толку, но вскоре ему становится ясно, что ваш запрет не является непререкаемым, и прислушиваться к нему тоже необязательно.

3. Не отменяйте запрет только потому, что ребенок плачет или кричит

Конечно, это нелегко. Стоит только ребенку заплакать, хочется сразу все ему разрешить, лишь бы он только успокоился. Но если уж вы решили в чем-то отказать (а как я уже писала, нужно это делать обдуманно и не слишком часто), то стойте на своем до конца.

4. Выберите правильный тон

Некоторые родители, боясь показаться «плохим» папой или «злой» мамой, говорят «нельзя» заискивающим, извиняющимся тоном. Другие же наоборот кричат на ребенка истошным голосом. Конечно, оба эти варианта крайне неправильны. Слова запрета нужно произносить четко, твердо и однозначно. Голос должен быть спокойный и, если того требуют обстоятельства, строгий. Желательно при этом смотреть ребенку в глаза. Чтобы ребенок поверил вам и прислушался, вы должны сами себе поверить, не должно быть ни сомнения, ни истерики в ваших словах.

5. Не приучайте ребенка ориентироваться на мнение чужих людей

Чем старше становится ребенок, тем больше появляется запретов, связанных с общественным мнением «Не плачь, а то дядя подумает, какая ты капризная девочка», «Не кричи громко, а то нас отсюда выгонят!» Мы часто не придаем значения этим фразам, но на самом деле, благодаря ним, ребенок очень быстро привыкает ориентироваться на внешний мир, на внешние оценки людей, начинает придавать большую важность этим оценкам.

Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме. Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться.

Объясните лучше как-то по-другому причину «Не кричи, а то ты мешаешь доктору лечить других деток» (в очереди в поликлинике) или «Не делай так, это меня расстраивает (утомляет)». Это не сделает ребенка столь зависимым от того, что подумают люди. А это очень важно для счастливой жизни маленького человека.

Что запрещать?

Вам, как родителям, нужно сесть и подумать, что вашему ребенку будет категорически запрещено, что иногда можно разрешить, и что позволено всегда. У нас, например, под строгим запретом в основном находятся ситуации, которые представляют опасность (никогда нельзя выходить на дорогу без родителей, нельзя играть с дверной ручкой в автомобиле во время езды), но и не только (нельзя драться). Среди ограничений, которые могут иногда отменяться, у нас в основном режимные моменты (иногда можно лечь спать попозже или посмотреть мультики чуть больше отведенного времени). Всегда же разрешено дочке выбирать, во что мы будем играть, куда пойдем гулять и т.д.

Зачем же все-таки нужны запреты и правила?

Итак, не должно быть много «нельзя», но и совсем без них тоже никак! И не только потому, что при отсутствии ограничений ребенок вырастет эгоистом, а в первую очередь потому что дети, сами того не подозревая, сильно нуждаются в четкой структуре во всем. Вводя в жизнь ребенка определенные правила и запреты , родители тем самым делают мир более понятным и предсказуемым, а значит – безопасным.

Для спокойного и гармоничного развития ребенку необходима уверенность во внешнем мире. А чтобы быть уверенным во внешнем мире, ребенку нужно знать, что окружающий мир стабилен, что в нем есть четкие правила, которые действуют одинаково и сегодня и завтра. Так, например, ребенок должен знать, что конфеты можно есть только после того, как пообедаешь, а после соблюдения вечернего ритуала (чтение книжек, чистка зубов и т.д.) уже больше ничего не последует, только сон. Конкретные правила, которые в первую очередь будут соблюдать и сами родители, ребенку просто необходимы, только их количество должно быть разумным! По той же причине ребенок нуждается в своей собственной комнате и кроватке, в режиме дня, т.к. это тоже дает ему ощущение стабильности.

Как справляться с негативной реакцией ребенка на запреты

Важно помнить, что в ответ на ваш запрет ребенок, скорее всего, заплачет или даже обидится. Отказывая малышу в чем-то, вы должны быть готовы к этим чувствам. Старайтесь не оставлять ребенка один на один со своей обидой. Если малыш еще совсем маленький (до 1-1,5 лет), то его, скорее всего, будет довольно легко отвлечь чем-то.

К году дети становятся более упрямыми и непослушными, отвлечь их уже не так просто. И здесь уже нужно учиться договариваться с ребенком. Во-первых , всегда нужно обосновывать, почему вы вводите то или иное ограничение. «Не нужно драться! Это больно!», «Я не могу сейчас с тобой поиграть, я должна приготовить ужин, скоро придет папа». Обоснование должно быть таким, чтобы вы сами чувствовали его значимость. В таком случае жизненные наблюдения обязательно подтвердят ребенку правдивость ваших слов. А абстрактные призывы типа «Хорошие девочки так не делают!» останутся для ребенка пустым звуком.

Во-вторых , обязательно постарайтесь предложить ребенку такую же интересную альтернативу. С ребенком можно и нужно договариваться. Это поможет ему в дальнейшем. Став постарше, он всегда будет стремиться договариваться с окружающими. К тому же он будет понимать: в этом мире нет безвыходных ситуаций, всегда есть достойная альтернатива, стоит только немного подумать.

Из личного опыта

В воспитании своей дочери я с самого начала решила минимизировать употребление слов «нет» и «нельзя». И, я считаю, именно благодаря этому примерно до 1 года 2 месяцев мы с Таисией практически не знали проблем в общении. В тех редких случаях, когда я что-то ей запрещала, она ко мне прислушивалась. Крайне редко случалось, чтобы она возмущалась или устраивала небольшой скандал. Иногда даже было так: Тая протягивала руку к чему-то запретному и смотрела на меня вопросительным взглядом, на что я говорила ей «Нельзя, ты же знаешь», и она, убедившись в том, что ничего не изменилось, спокойно отступала.

Но в 1 год 2 месяца все поменялось. В этом возрасте дочь начала нам закатывать настоящие истерики с требованиями получить желаемое. Ее возмущение стало гораздо более ощутимо и долговременно, отвлечь ее стало практически невозможно. Например, дочь почему-то стала наотрез отказываться сидеть в автокресле. Ничего не поделаешь, приходилось стоять на своем, объяснять, договариваться. Зачастую приходилось какое-то время переждать море слез, и только потом объяснять и успокаивать, ибо в самые первые минуты после озвучивания ограничения, дочь просто не хотела ничего слышать.

Читайте так же:  Куда поедем греться топ-8 туристических направлений октября

Вообще о том, как эффективно справляться с детскими истериками я напишу подробнее в отдельной статье. Чтобы не пропустить статью, не забудьте подписаться на обновления блога . Читайте также:

Что нужно, а что нельзя запрещать ребенку?

Задумывались ли вы над тем, чего больше в вашей воспитательной системе: запретов или разрешений. И то, и другое очень важно для малышей.

Многочисленные «можно» позволяют детям реализовать свои возможности, почувствовать доверие к окружающему миру, а редкие «нельзя» устанавливают границы дозволенного и внушают ощущение безопасности.

Из нашей статьи вы узнаете, когда необходимо устанавливать категорические запреты, а в каких случаях нужно разрешать ребенку делать то, что он желает.

Скажем сразу, сложно найти идеальную методику воспитания, подходящую для всех родителей и детей. Каждая семья устанавливает собственные правила и решает, что нужно запрещать и разрешать.

К примеру, некоторые взрослые резко отрицательно относятся к неприличным словам, а другие воспринимают детскую брань более философски. И все же определенные ориентиры выделить можно.

Что нельзя запрещать детям?

1. Помогать маме и папе

Родители подросших детей порой возмущаются, что те совершенно не помогают по дому. Однако при разговоре выясняется, что в раннем возрасте этим детям запрещали прикасаться к посуде, отгоняли от мойки. А ведь ребенок, помогая вам, ощущает себя значимым и взрослым.

Не отказывайтесь от детской помощи, пусть даже после нее вам придется перемывать посуду и отмывать кухню. Кроха хочет подмести пол – дайте специальный набор для уборки, хочет поднести сумки – поручите легкий пакет с батоном.

2. Самостоятельно одеваться и принимать пищу

Конечно, мама оденет кроху намного быстрее и качественнее, зато упражнения с пуговицами и крючками помогут малышу развить моторику пальчиков.

Навык пользования столовыми приборами и кружкой обязательно пригодится в садике, заметно снизив срок адаптации.

3. Бегать и прыгать

Это только кажется, что ребенок дурачится, ведет себя плохо, когда начинает бегать, прыгать и скакать.

На самом же деле в это время происходит активное физическое развитие и выплескивание накопившейся энергии.

Безусловно, в магазине и поликлинике такое поведение не стоит поощрять, зато дома малыш может быть таким, какой он есть – веселым, заводным непоседой.

4. Пачкать одежду

Через испачканные комбинезоны и сапоги, полные воды, проходят все дети. На прогулках они не просто меряют лужи, кувыркаются в траве, а занимаются настоящей исследовательско й деятельностью.

Разрешите малышу подобные эксперименты, ведь у вас в помощниках есть современная стиральная машина.

5. Разбирать предметы

«Не успеваю покупать игрушки для сына – он их все разбирает», – обескуражено заявляют некоторые родители. Подобные манипуляции не являются злым умыслом, просто ребенок стремится понять устройство предметов.

Уберите подальше ценные вещи, если боитесь за их сохранность, но предоставьте в полное распоряжение малышу кипу старых газет, коробку со старыми игрушками. Кстати, такие вещи порой более привлекательны для юных экспериментаторо в, чем самые дорогие роботы и куклы.

6. Не доедать

Многие взрослые борются с малоежками, пытаясь хитростью и уловками впихнуть в кроху еще несколько ложек вкусной и полезной каши. В этом случае завтрак превращается не в приятный ритуал, а настоящую средневековую пытку.

7. Рассказывать небылицы

У двухлетних детей начинает активно развиваться воображение, вследствие чего они часто путают правду и вымысел.

Проявляйте искренний интерес к детским фантазиям, поощряя тем самым творческую жилку у ребенка. И в то же время учите его отличать небылицы и выдумки, естественные для дошкольников, от преднамеренной лжи, недопустимой между близкими людьми.

8. Скучать и «лениться»

Не следует расписывать весь день своего чада по минутам и секундам, предлагая ему ограниченный выбор: «Во что мы сейчас будем играть – в кубики или конструктор?»

Вероятно, то, что вы считаете скукой и проявлением лени, на самом деле является желанием малыша придумать новую игру или просто посидеть в тишине. Старайтесь уважать его личное пространство.

9. Смотреть телевизор

Можно ли запрещать крохе смотреть мультики или телевизионные передачи? Безусловно, современные мультфильмы не всегда качественны, а развивающие передачи не настолько полезны, как многие родители считают. Но подрастающему поколению необходимо быть в курсе популярных анимационных фильмов и компьютерных игр, чтобы делиться впечатлениями со сверстниками.

10. Спать с ночником

Для деток трех-пяти лет страх темноты является естественной возрастной особенностью. Дело в том, что в этом возрасте малыши отделяются от матери, вследствие чего возможно появление ночных кошмаров.

Свет неяркого ночника поможет уложить ребенка, а если он проснется ночью, сможет удостовериться, что его не окружают страшные чудовища.

Если вы боитесь, что свет нарушит протекание сна, вводите освещение в качестве временной меры.

Что нужно запрещать ребенку?

Постоянное употребление слов «нельзя» и «нет» может привести к тому, что дети привыкают к ним и попросту перестают на них реагировать. Вот почему необходимо разделять запреты на абсолютные, временные и те, которые зависят от определенных обстоятельств. Мы поговорим именно об абсолютных запретах, которые обязательны для исполнения.

1. Бить, кусать вас и других людей

Маленькие детки пока не могут выражать словами свои эмоции, применяя зачастую к маме, приятелям, домашним животным в качестве аргументов укусы и удары.


Будьте категоричны – не разрешайте затевать драки со сверстниками, останавливайте кроху, если он замахнулся на вас или щенка. Глядя ему в глаза, каждый раз произносите: «Нельзя кусаться и бить других».

2. Брать чужие вещи

Конечно, в первую очередь это касается банального воровства, которым грешат некоторые дети. В широком же смысле это означает, что нельзя трогать и брать те вещи, которые тебе не принадлежат.

Категорически запрещено отбирать игрушки, рвать чужую одежду, выносить из магазинов неоплаченные товары. К примеру, если дошкольник принесет из садика не принадлежащую ему машинку, потребуйте вернуть ее хозяину.

3. Общаться с незнакомцами

К сожалению, эта проблема с каждым днем становится все острее. Запугивать ребенка не стоит, однако обсудить с ним это «нельзя» нужно обязательно.

Не забывайте проигрывать различные ситуации, связанные с чужаками: к примеру, как должен поступить малыш, если незнакомец просит его достать мячик из подвала.

4. Нарушать правила безопасного поведения

Эти запреты категоричны, поскольку касаются детской безопасности и сохранности жизни. Ни в коем нельзя играть на проезжей части, совать пальцы или иголки в розетку, баловаться спичками (зажигалкой) или карабкаться на подоконник.

Читайте так же:  Модные элементы, которые стоит добавить в гардероб этой весной

Изучить подобную «технику безопасности» вам помогут специальные картинки или мультфильмы, которые легко можно найти в Интернете.

Для нормального развития ребенка важно уметь запрещать ему определенные вещи, в этом случае со временем он сам научится запрещать их себе.

Почему нельзя позволять ребенку всё?

Каждому родителю рано или поздно приходится искать «золотую середину» между вседозволенностью и слишком жесткими запретами. Обе из этих крайностей вредят развитию и социализации малыша. В чем же опасность и ошибки воспитания вседозволяющих родителей?


Designed by Freepik

Социализация ребенка в детском коллективе

Самые большие проблемы у крохи со вседозволяющими родителями возникают в момент, когда он приходит в детский коллектив. Будь то садик или группа развития – там всегда есть определенные правила, что разрешено и что нельзя. В противном случае педагог просто не сможет работать и проводить занятия. Да и просто совместные свободные игры невозможны без некоторых правил взаимодействия детей: нельзя бить друг друга, нельзя забирать игрушки из рук другого, например.

Малыш, которому всегда и всё разрешали, попадает в ситуацию жесткого ограничения для себя: что-то брать нельзя, чем-то надо делиться и т.п. Для маленького человека – это сильнейший стресс, являющийся прямым следствием ошибок воспитания в семье. Достаточно много времени может уйти в такой ситуации на то, чтобы он привык и научился исполнять правила. На каждый запрет, скорее всего, ребёнок выдаст бурную эмоциональную реакцию. Особенно вероятны истерики у тех мальчиков и девочек, которые привыкли, что на их слезы мама с папой реагируют исполнением любого желания.

Малыш, которому родители разрешали всё, крайне сложно адаптируется в детском коллективе. Это отягощает и без того непростой период адаптации к садику. Если маме сложно самой устанавливать ребенку границы дозволенного, ей лучше походить на какие-нибудь развивающие занятия и посмотреть, как это делают педагоги. Вседозволяющим родителям бывает трудно исправлять ошибки воспитания. Не обязательно делать это в одиночестве. Пример взаимодействия психолога или воспитателя с детьми на занятиях – хорошее подспорье для таких мам и пап. Да и ребенок из уст другого взрослого легче примет новые для него правила, чем от родителей, которые позволяли всё.

Жесткие запреты и вседозволенность

Но и не только в детском коллективе проявляются трудности у детей, которым позволяли всё. Детская психика нуждается в правилах, но они должны быть не сильно жесткими. Постоянные запреты и «нельзя» купируют активность малыша и его любознательность. Про эту крайность многие родители знают (про вред слишком большого количества «нельзя») и впадают в противоположную: вообще не вводят для ребенка правила поведения. У вседозволяющих родителей даже в опасных ситуациях сын или дочка поведет себя по-своему, как он хочет, а не как говорит мама, потому что обычно ее легко склонить на свою сторону (просьбами ли, слезами ли). Сам ребенок может спровоцировать опасность: выбежит на дорогу на красный свет, засунет что-то в розетку и т.д.

Как устанавливать правила для ребенка

Чтобы он понял цену запрета (нельзя значит нельзя при любых истериках), родителям нужно сначала озвучить правила, ввести их в жизнь малыша, а затем выдержать их проверку. Каждый ребенок проверяет границы дозволенного, расширяя их с возрастом.

В год залезать на высокую горку по лесенке опасно, запрещено, но в 3-4 уже позволено. Как узнать об этом? Только попробовать. При этом есть незыблемые правила: никогда нельзя брать папины документы, например. Не стоит ожидать, что с первого раза, как родители озвучили запрет, ребенок немедленно его примет. Из раза в раз его придется повторять, останавливая запрещенную деятельность малыша. Тогда он поймет, что данное правило действует всегда и его надо соблюдать. Взрослым же в этом процессе важно иметь терпение и быть последовательными, правила не должны меняться день ото дня, согласованность мамы с папой и бабушками – тоже принципиальный момент. Если один что-то запрещает, другой не должен разрешать, иначе ребенок запутывается, перестает верить установленным границам и спокойно нарушает их.

У каждой семьи свой путь развития. Родители учатся воспитывать своих детей со временем, учатся видеть свои ошибки воспитания. Иногда нужно на собственном опыте пройти через обе крайности (вседозволенность и жесткие запреты), чтобы найти свою адекватную линию поведения с собственным ребенком.

Возможно, вам также будут интерсны такие статьи:

Что можно и что нельзя запрещать ребенку

Какое слово вы чаще говорите вашему малышу – «ДА» или «НЕТ»? Оба очень важны для воспитания и развития: «да» дает ощутить вкус свободы, почувствовать доверие к жизни и веру в собственные силы, «нет» – устанавливает границы.

Многим из нас научиться разрешать проще, чем научиться правильно запрещать. Одним не хочется выглядеть тиранами, другие против давления на детей родительским авторитетом, третьи просто перекладывают «строгую» часть воспитания на второго родителя. Некоторое время назад в моде был так называемый «японский подход» к воспитанию, следуя которому родители намеренно избегали запрещать ребенку что бы то ни было до 5 лет. Большинство мам и пап, детям которых сейчас 13−15 лет, изрядно поэкспериментировав с разными воспитательными методиками, поголовно пришли к выводу: говорить ребенку «нет» необходимо. Не существует одной идеальной системы воспитания для всех, каждая семья сама решаеть, что разрешать и что запрещать ребенку. Например, для одних пускать ребенка к себе в постель – табу, для других семейная кровать, наоборот, часть домашнего уклада. К «плохим словам» в одних семьях относятся очень строго, в других – философски. Однако определенные ориентиры существуют.

Нет, нельзя БРАТЬ БЕЗ СПРОСА ЧУЖИЕ ВЕЩИ. В более широком смысле – нельзя распоряжаться тем, что принадлежит не тебе: отбирать силой игрушки у другого ребенка, пачкать и рвать чужую одежду, запихивать в рот в магазине продукты, которые взрослые еще не оплатили. Не стоит думать, что для ребенка недоступно понимание грани между своим и чужим. Спокойно и доброжелательно попросите вернуть вещь владельцу! Предлагайте поставить себя на место ребенка, чью любимую игрушку испортили. Объясняйте, что вы не можете присвоить чужой дом или машину, как бы они вам ни нравились, потому что взрослые, которые берут чужие вещи, оказываются в тюрьме. Важно говорить о таких серьезных вещах с ребенком с глазу на глаз, в спокойной обстановке, а не отчитывать его публично в песочнице.

Нет, нельзя НЕ ЗДОРОВАТЬСЯ. Объясняйте малышу, что не отвечать на слова приветствия и прощания – грубо. Пусть ребенок как можно раньше познакомится с понятиями«вежливый человек», «знак уважения». Говорите о сложных вещах даже с маленьким ребенком: возможно, вам только кажется, что он вас не понимает. Самый эффективный метод – личный пример, поэтому не забывайте пожелать малышу доброго утра, извиниться, если поступили несправедливо, поблагодарить за помощь. Некоторым детям трудно преодолеть застенчивость, другие предпочитают упрямо делать вид, что никого, кроме членов семьи, не замечают. Одним детям легче усвоить социальные навыки, другим сложнее, но учить надо и тех и других!

Читайте так же:  Любить себя полезно 9 правил здорового эгоизма

НЕТ, нельзя ДАЛЕКО УХОДИТЬ ОТ МАМЫ. Для дошкольника это главное правило безопасности. Настаивайте, чтобы малыш спрашивал разрешения, прежде чем куда-то пойти. На прогулке, особенно в новом месте, определите, куда ребенок может пойти и куда он не должен уходить без вас. Убедитесь, что малыш вас понял.

Да, можно ИГРАТЬ С ПОСУДОЙ. Речь не идет обо всей посуде, которая есть в доме. Дорогой фарфор и коллекцию кухонных ножей стоит разместить подальше от пола. А вот пластиковые контейнеры и подносы, венчик и поварешка, деревянные лопатки и кастрюли с крышками могут стать самыми полезными развивающими игрушками для малыша. При виде карапуза, тянущего из кухонного шкафа стопку сковородок, большинству из нас захочется крикнуть: «Не трогай!» Эту короткую фразу мы сами слишком часто слышали в детстве, чтобы она перестала автоматически воспроизводиться безо всяких усилий с нашей стороны. Но трудно только вначале. Знаменитые авторитеты в области детского развития настоятельно рекомендуют детям: «Трогай! Как можно больше и чаще сжимай в руках, стучи, перекладывай из руки в руку, тереби, тяни, рви и мни». Ворох старых газет займет малыша не хуже, чем самая дорогая игрушка, а тазик с крупой для него не менее привлекателен, чем ваш телефон.

Да, можно СПАТЬ СО СВЕТОМ. Вы гордились тем, что ваш ребенок чуть ли не с рождения спит в своей кроватке в полной темноте, и вдруг в 4 года он начал просить не выключать на ночь свет в его комнате. Капризы? Или он регрессирует? Ни то ни другое. В 4 года дети начинают просыпаться среди ночи, потому что видят страшные сны. В этом возрасте малыш психологически отделяется от мамы, и ночные кошмары, в которых фантазия и реальность переплетаются в неожиданной форме, – часть платы за автономию. Если в комнате будет светить ночник, при пробуждении ребенок сможет увидеть, что напугавшего его чудовища в комнате нет, успокоиться и заснуть снова. Есть мнение, что спать со светом вредно, так как при этом нарушаются естественные фазы сна, что вредит работе мозга. Поэтому, решая оставлять свет в детской, скажите себе, что это временная уступка, и примите другие меры, чтобы помочь ребенку спать спокойно. За час до сна или около того выключайте телевизор. В любое время дня старайтесь оградить его от «взрослых» телепрограмм и компьютерных игр. Избегайте грустных и страшных сказок с плохим концом. Ставьте перед сном спокойную тихую музыку.

Да, можно НЕ ДОЕДАТЬ СУП. Бабушка, скорее всего, будет против, и от вас потребуется твердость, чтобы заявить раз и навсегда, что «Общество чистых тарелок» обойдется без вашего членства в нем, тем более что размеры порций и количество блюд – вопрос дискуссионный. Не превращайте обед в пытку! Не старайтесь отвлечь ребенка мультиком и впихнуть в него хитростью «сколько влезет» полезной еды. Польза будет, если малыш будет жевать не спеша, почувствует вкус, получит удовольствие от запаха и цвета еды, станет воспринимать семейный обед не как загрузку калорий и витаминов, а как приятный ритуал. Важно не заставлять съедать все до крошки и не позволять «перекусы» в течение дня. Если дети участвуют в приготовлении пищи с самого раннего возраста, едят за одним столом со взрослыми, им предлагают хотя бы попробовать все блюда, что есть на столе.

Да, можно РАССКАЗЫВАТЬ НЕБЫЛИЦЫ. Ребенок рассказывает в детском саду, что его папа знаменитый автогонщик, а сам он в выходные снимался в кино. Выдумки – естественная часть детства, когда реальность и фантазия переплетаются воедино. Не высмеивайте ребенка и не подлавливайте его на лжи, а отнеситесь с уважением к его игре. Если вы хотите показать, что его рассказ больше похож на сказку, скажите, что это отличная история, и попросите еще что-нибудь рассказать об этом. Ребенок создает свой собственный мир, отличный от мира взрослых, строит свою вселенную с помощью воображения. Проявляйте искренний интерес к нему, ведь творческие личности так нуждаются в слушателе.

НЕВОЗМОЖНО СОСТАВИТЬ СПИСОК ПРАВИЛ, А ПОТОМ ЗАЧИТАТЬ РЕБЕНКУ ДЕКЛАРАЦИЮ ЕГО ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ. ДЕТИ БУДУТ РАСТИ, МЕНЯТЬСЯ, ПОСТОЯННО ПРОВЕРЯТЬ ГРАНИЦЫ НА ПРОЧНОСТЬ И РАСШИРЯТЬ ИХ. ЭТО ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ ПРОЦЕСС. ГЛАВНОЕ – ЗАПРЕТОВ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕМНОГО И ВЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБЪЯСНИТЬ СЕБЕ И РЕБЕНКУ, В ЧЕМ ИХ СМЫСЛ.
Да, ты можешь ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Стоит выделить специальное время, чтобы малыш мог сделать это в своем темпе, без суеты и спешки. Ведь это целое приключение – поиск того места, куда надо просунуть голову, руки и ноги. А самостоятельное надевание перчаток и застегивание пуговиц вообще в топе 10 лучших упражнений для развития мозга. Конечно, если вы опаздываете, вы можете сказать: «Я уверена, что ты справишься, но сейчас надо спешить. Сейчас я тебе помогу, а вечером ты сможешь сам переодеться в пижаму».

Да, можно ИСПАЧКАТЬСЯ. Время от времени разрешайте ребенку устроить творческий беспорядок в комнате. Поощряйте исследовательскую активность на прогулке: пусть ребенок строит плотины, валяется на траве, зарывается в осенние листья. Современным детям все труднее чувствовать себя частью природы, поэтому родителям надо поощрять любые подвижные игры на воздухе, не опасаясь пятен на одежде. У вас же есть стиральная машина.

Да, ты можешь ПОМОЧЬ МНЕ ПО ХОЗЯЙСТВУ. В 2−3 года почти все дети охотно и с удовольствием вытирают пыль, поливают цветы и готовят вместе с мамой десерты. В 7−8 половина детей теряет энтузиазм. Чтобы этого не произошло, придумывайте способы сделать уборку увлекательной.

Да, ты можешь САМ РЕШИТЬ, ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ. Не старайтесь расписать его день по минутам, не предлагайте постоянно ограниченный выбор типа «Ты хочешь поиграть в машинки или в кубики?» Проявите чуткость. Возможно, он вовсе не скучает, а придумывает новую игру или просто хочет посидеть в тишине. Это поможет ребенку научиться уважать чужое личное пространство.

Грехи родителей: 6 вещей, которые нельзя делать при детях

Большинство родителей хотят, чтоб их ребенок был самым-самым вежливым, культурным и воспитанным, но при этом нередко они забывают о том, что некоторых вещей при ребенке делать нельзя. Просто потому что он, как губка, впитывает пример взрослых.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Итак, чего же не стоит делать при ребенке?

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Ссориться, скандалить и вообще — выяснять отношения на повышенных тонах

Давно доказано, что дети, которые растут в атмосфере постоянных склок между родителями, становятся нервными, легковозбудимыми; нередко – чрезмерно агрессивными или, наоборот, склонными к депрессии. Помните: крик – это не демонстрация вашей силы, а демонстрация вашей беспомощности, к тому же – наносящая серьезный психологический вред всем окружающим без исключения.

Читайте так же:  Как создать стильный календарь, чтобы помнить дни рождения друзей

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Что делать? По большому счету каждый человек в состоянии научиться решать конфликтные ситуации без излишней вербальной активности, то есть спокойно договариваться, вместо того чтобы устраивать скандал. Но если уж вы чувствуете необходимость, например, «прокричаться» на мужа, делайте это в отсутствие ребенка.

p, blockquote 4,0,1,0,0 —>

Критиковать других взрослых при ребенке и «дружить против всех»

Распространенная ситуация: как только за друзьями семьи, или за дедушкой с бабушкой, или за соседкой закрывается дверь, взрослые тут же с упоением начинают обсуждать их. Подумайте о том, какой пример лицемерия вы подаете ребенку: только что вы мило улыбались этим людям, а сейчас перечисляете их слабости и недостатки… Кроме того, ребенок очень внушаем: он запросто может решить, что «только наша семья хорошая, а все остальные – плохие», и тогда проблем в коммуникации с окружающим миром не избежать.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Что делать? Сдерживаться от ехидных комментариев в присутствии ребенка. Вы можете обсуждать родственников или знакомых, но только «за закрытыми дверями». Помните про грань, за которую переступать нельзя. Например, при конфликте вашего чада с учителями нужно разбираться в сути проблемы, а не успокаивать его и себя тем, что «учительница – глупая и сама ничего не знает». Если ребенок поверит в это, то об эффективности обучения можно забыть.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Унижать окружающих и понижать их самооценку

Как часто люди в запале произносят фразы типа «Ну вот, ты ничего толком сделать не можешь», «Откуда только у тебя руки растут?» или «Я даже не сомневалась, что ты с этим не справишься». Такие фразы-провокаторы категорически противопоказано говорить не только детям, но и взрослым, потому что они убивают любую самооценку на корню. А кроме того, ребенок начинает задумываться, «почему это у папы руки не из того места растут» или почему у бабушки «голова дырявая», и может случиться так, что в итоге он перестанет уважать членов собственной семьи.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Что делать? Исключить из своего лексикона подобные провокативные высказывания, потому что они не только сильно бьют по самолюбию того, кому адресованы, но и разрушают положительный образ взрослого в глазах детей. Нужно, чтобы любая критика в адрес домочадцев была взвешенна и конструктивна, без ущерба взаимоотношениям в семье.

p, blockquote 8,1,0,0,0 —>

Вымогать обещания и манипулировать родными

Хрестоматийное высказывание «Если ты, дорогой, не сделаешь того-то и того-то, то я уеду жить к маме» актуально во все времена. Порой внутрисемейный шантаж приобретает куда более изощренные формы, и вы – «не мытьем, так катаньем» – добиваетесь поставленных целей. При этом ребенка обмануть невозможно – он на интуитивном уровне чувствует такие уловки, и из него вполне может получиться маленький ловкий манипулятор, что непременно аукнется в будущем.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Что делать? Каждый раз, когда вам захочется добиться какого-то бонуса любыми правдами и неправдами, подумайте, нельзя ли прийти к цели проще и честнее. Например, если вам необходимо уговорить бабушку забирать внука из садика, не ссылайтесь на плохое самочувствие, тем более, если этого нет и в помине. Вместо этого перечислите список повседневных дел, которые вам необходимо выполнять, и объясните, сколько еще вы полезного для дома и семьи смогли бы переделать, если бы кто-то на время освободил вас именно от этой обязанности. Если ваши родственники – вменяемые люди, они прислушаются к разумным аргументам.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Чрезмерно опекать и стараться ежеминутно контролировать каждого члена семьи

Есть такие «тревожные мамы», которые стараются не только отслеживать каждый вздох собственного чада, но и простирают эту гиперопеку на всех без исключения домочадцев. Без их контроля нельзя даже решить, что именно сейчас пить – чай, кофе или минералку.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Конечно, заботливая мать семейства – это прекрасно, но считать всех окружающих неразумными младенцами по крайней мере нелогично – хотя бы потому, что в конце концов вы приучите родных к тому, что отвечаете за все происходящее с ними, и отобьете охоту к любой инициативе.

p, blockquote 12,0,0,1,0 —>

Что делать? Снизить степень своей личной ответственности. Не вы ведь решаете, какой завтра будет погода за окном, и наступит ли наконец мир во всем мире. Пускай даже ваш муж, собираясь на работу, наденет разные носки – никакой катастрофы из-за этого не произойдет. Наоборот, кто-нибудь из глазастых сослуживцев заметит это, пошутит над ним, и в следующий раз ваш мужчина будет внимательнее.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Помните старый девиз «Никогда не делай за человека то, что он может сделать сам» и применяйте это правило и к детям, и к взрослым. Пускай ребенок понимает, что есть вещи, с которыми он справиться в состоянии, а мама с папой придут ему на помощь лишь тогда, когда это будет действительно необходимо.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Подменять живое человеческое общение гаджетами

Не только огромное достижение, но и беда нашего времени – изобилие всевозможных электронных устройств в каждом доме. Почти в каждой семье и дети и взрослые в состоянии развлечь себя сами – просмотром телевизора, «зависанием» в интернете или компьютерными играми. Но доверительная беседа за ужином, возня с детьми, прогулка в соседнем парке – все это сплачивает куда больше, чем совместное прохождение очередного компьютерного шутера.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Что делать? Договаривайтесь с близкими о том, что сегодня проведете семейный вечер без посторонних раздражителей. Придумывайте вместе досуг, который был бы интересен всем членам семьи, вспоминайте игры и развлечения «докомпьютерной эпохи». Заодно это не даст развиться у вашего ребенка пресловутой компьютерной зависимости, ведь он будет знать, что можно «просто» весело проводить время с родителями.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —> p, blockquote 17,0,0,0,1 —>

Видео (кликните для воспроизведения).

…Есть еще несколько «нельзя», о которых знает каждый из взрослых: нельзя драться, лгать, ругаться матом, выпивать и курить в присутствии детей, ходить при них обнаженными и т.п. Это очевидные истины, которые не надо никому разъяснять. Но есть и психологические установки, перечисленные выше, о которых тоже нужно задумываться. А еще не нужно ждать, что ваш ребенок будет таким, как вы, или таким, как вы хотите. Нужно просто помочь ему стать самим собой.

Что можно и нельзя разрешать своему ребенку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here