Дети и домашние обязанности как приучить, что поручить

Важное на тему: дети и домашние обязанности как приучить, что поручить с полным описанием и комментариями специалистов.

Как приучить ребёнка к домашним обязанностям

В каком возрасте ребёнок может начать помогать по дому

Р ебёнка надо приучать к выполнению домашних обязанностей как можно раньше, лучше всего – с одного года. Примерно в это время он уже уверенно стоит и ходит. Начинайте с отработки понимания инструкций «Дай мишку», «Подними кубик», «Положи мячик на место» и т.д. Все словесные инструкции на начальном этапе должны сопровождаться жестами и демонстрацией на своём примере. По мере взросления ребёнка задачи усложняйте, но настолько, чтобы малышу было по силам их выполнить. В таком случае с возрастом это уже будет восприниматься как само собой разумеющееся.

Малыш всё делает, глядя на взрослых, поэтому будьте примером. Прежде, чем поручать малышу что-то по дому, надо показать, объяснить и желательно прокомментировать каждое действие. Дети должны знать, что и для чего они делают. Например, игрушки надо убрать, чтобы в доме было чисто. Объяснять это тем, что надо помочь маме, не стоит, так как в периоды переходных возрастов (3 и 5 лет) возникает дух противоречия. Дети могут делать всё назло маме. А каким образом это осуществить? Не помогать ей. Поэтому давайте ребёнку чёткие объяснения: одежда должна лежать на своих местах, чтобы не пачкалась, посуду нужно мыть, чтобы мы могли кушать из чистых тарелок и т.д.

Какие должны быть обязанности у ребёнка

Когда малышу исполнился годик, мама, протирая пыль, может дать тряпочку ребёнку и попросить помочь. Первые попытки будут длится не больше одной минуты или даже несколько секунд, это абсолютно нормально. С того же возраста можно начинать учить убирать за собой игрушки и расставлять предметы по своим местам; естественно, на начальном этапе с вашей помощью.

В период приучения к горшку (от 1,2 года до 3 лет) научите ребёнка выливать содержимое в унитаз, смывать за собой и мыть горшок.

В три года малыш уже должен уже уметь снимать одежду, убирать на место, находить её, одеваться, убирать за собой грязную посуду в раковину.

К 5 годам круг обязанностей расширяется. Лучше, поручать ответственные задачи, чтобы ребёнок почувствовал важность мероприятия, которое нельзя забыть или проигнорировать. Например, поливать цветок, помогать сервировать стол перед едой.

Что делать, если ребёнок не хочет помогать

Отказ ребёнка может быть вызван несколькими факторами. Во-первых, малыш должен видеть, что у каждого члена семьи есть обязанности. Во-вторых, в младшем возрасте не заставляйте насильно и не говорите, что малыш делает что-то неправильно. Похвалите. Самое главное, что он пусть немного, но помог. У ребёнка появится стимул помочь в следующий раз.

Похвала за проделанную работу очень важна, она подчёркивает значимость помощи. У ребёнка создаётся ощущение, что он принёс пользу.

Также отказ может быть вызван непониманием. Очень важно разбивать большие задачи на конкретные действия, чтобы ребёнку было проще. Например, убрать свою комнату – это сложить игрушки, пропылесосить, заправить кровать, протереть пыль. Объясните, что конкретно малыш должен сделать, и, конечно, с возрастом список действий в понятии «убрать свою комнату» должен расширяться. Если в 2 года это означает убрать свои игрушки, то в 5 лет – протереть пыль, заправить кровать, сложить книги и канцелярские принадлежности на место.

Существует стереотип, что девочку надо учить готовить, гладить, стирать и т.д., а мальчика этому учить необязательно. Это неправильно, ведь эти умения полноценно подготовят ребёнка, в данном случае и мальчика, к будущей самостоятельной жизни. Также каждая семья должна ориентироваться на те правила и порядки, которые уже заведены, и, расширяя круг обязанностей, вводить только актуальные для семьи дела. Делать что-то, потому что это делается в других семьях, не надо. Это будет нарушать гармонию и вести к противоречиям.

Даже в период упрямства у ребёнка можно вызвать интерес к домашним обязанностям. Для этого эффективно используются игры. Их можно придумывать, исходя из ситуации, возраста, интересов. Ниже предложены несколько игр, которые можно использовать при уборке игрушек.

В Царстве игрушек произошёл сильный ураган. И все машинки/куклы/зверята потерялись и хотят вернуться в свои домики. Давай поможем?

Посмотри, что случилось с игрушками? Они лежат не на своих местах. Давай, с помощью волшебных ручек сделаем комнату чистой и красивой! С помощью волшебства это получится намного быстрее (в этот момент можно начать напевать песенку с ребёнком и убираться под неё).

Если в семье несколько детей, то можно убираться на скорость. Тут важно учесть такой момент, что как правило проигравший обижается. Чтобы такого не происходило, не надо делать награду для победителя. Лучше всего просто оговорить, что тот, кто будет быстрее, тот – молодец, а после уборки все пойдут пить чай с конфетами.

Задача: заполнить импровизированный «склад». Хорошо, если у каждого ребёнка есть своя коробка, ёмкость. Здесь неважно, кто чьи игрушки будет убирать. Выигрывает тот, у кого больше всего предметов на складе по объёму или по количеству, если игрушек немного, и их можно посчитать.

Это игра на время, но командная. Засекается секундомер, дети начинают собирать игрушки по цепочке: один с пола берёт игрушки, передаёт другому. Второй ребёнок уже кладёт в коробку или передаёт третьему. Результаты записываются и сравниваются каждый день. Цель: дети учатся работать в команде для достижения наилучшего результата.

Эти же приёмы можно использовать и для других домашних дел.

Домашние обязанности детей по возрастам

Если дети не задействованы в домашних делах – они становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Читайте так же:  Лучшие уличные образы со всего мира 2013-14

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Поливать цветы и растения.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Зашивать распоровшиеся швы.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

Права и обязанности родителей и детей

Здравствуйте, уважаемые читатели! Права и обязанности родителей и детей в семье должны быть основаны на взаимном уважении, любви и заботе друг о друге. Только в таком случае семью можно будет назвать счастливой.

Обязанность родителей — приучить малыша к труду

Очень часто современные родители относятся к воспитанию своего карапуза слишком пассивно. «Малыш здоров, сыт, одет, обут — что же ещё нужно?» — удивляются они и покупают своему чаду очередную куклу или машинку. А ведь для того, чтобы ребёнок вырос не инфантильным эгоистом, а самостоятельным, целеустремлённым, ответственным и разумным человеком, одних игрушек или красивых одёжек мало.

Маленький ребёнок — это губка, которая получит во взрослой жизни всё, что впитает в детском возрасте. Именно поэтому прямая обязанность родителей — дать малышу достойное воспитание, знания, а также приучить к труду и ответственности.

Читайте так же:  Можно ли пользоваться просроченной косметикой

Для воспитания в ребёнке трудолюбия следует начиная с самого раннего возраста поручить ему домашние обязанности.

Как приучить ребёнка к выполнению обязанностей?

Ребенок не рождается ленивым. Даже годовалый карапуз, наблюдая, как мама убирает в доме, тянется к тряпке и венику. В два–три года малыша интересует приготовление пищи, он с любопытством следит за процессом, пытаясь внести в него и свою посильную лепту.

Как правильно приучить ребёнка к домашним обязанностям? Мы рекомендуем вам воспользоваться советами наших специалистов.

1. Личный пример

Для маленького карапуза мама и папа — непререкаемый авторитет во всём. И если вы будете требовать, чтобы малыш аккуратно развешивал свою одежду на стульчике, в то время когда мамины платья разбросаны по всей комнате, а папины ботинки валяются посреди коридора, — не ждите успеха.

Даже фразы типа «Никогда не делай так, как папа» или «Не бери пример с мамы» не убедят ребёнка. Если ваши призывы расходятся с вашим поведением, карапуз обязательно будет повторять ваши поступки.

Расскажите малышу про домашние обязанности каждого из членов семьи. Вы можете даже сделать плакат, где наклеены фотографии папы, мамы, малыша, а под ними нарисованы картинки с объяснениями, что каждый должен делать.

2. Научи, а потом требуй

Иногда родителям кажется, что ребёнок должен чуть ли не с самого рождения всё уметь. «Как ты подметаешь? Только пыль столбом поднял», «Почему ты неправильно сложила свои вещи?» Знакомые фразы, не правда ли? А результат — слезы ребёнка и крики родителей. Попробуйте после этого заставить карапуза взяться ещё раз за веник.

А ведь куда проще не только дать малышу задание и объяснить на словах, но и показать, как нужно выполнять работу правильно. Будьте терпеливыми, поскольку не всегда кроха схватит всё на лету. Придется повторять, возможно даже не раз.

3. Постоянство обязанностей

Для каждого возраста малыша следует продумать круг обязанностей, которые он будет выполнять постоянно. Если ребёнок забывает, ему следует напоминать, но ни в коем случае не делать самому.

Когда малыш поймёт, что вместо него полить цветы или покормить котёнка могут мама, папа или бабушка, он и вовсе не будет вспоминать про свои обязанности.

Если вы видите, что ребёнок делает определённую работу с неохотой, выясните, что является причиной.

Объясните карапузу, что если он не будет кормить кота, то тот может заболеть, а растения без полива засохнут и погибнут, и т. п.

4. Работаем играя

Мы неоднократно писали о том, что основной деятельностью детей является игра. Так почему бы не применить игровую деятельность и к выполнению домашних обязанностей?

Убирать разбросанные игрушки — одна из самых нелюбимых детских обязанностей. Ребёнок наигрался, устал, а тут нужно всё аккуратно разложить по местам.

Придумайте интересную игру: вы будете загадывать загадки про игрушки, а он находить их и складывать в коробку или на полку.

Или предложите сложить вначале все игрушки, на которых есть красный цвет, потом все синие, зелёные и т. д. Малышу постарше можно дать задание посчитать, чего больше на ковре: кубиков или машинок. Так, играя, ребёнок не только выполнит работу, но и повторит счёт, цвета, отгадает загадки.

5. Поощрения и наказания

Обязательно нужно хвалить ребёнка за выполнение обязанностей. Причём говорить нужно не просто «Молодец, хороший мальчик (девочка)», а быть более конкретными: «Сегодня ты замечательно вымыл посуду. Она так и сверкает», «Ты очень хорошо ухаживаешь за цветами. Они быстро растут». Это будет стимулом для карапуза выполнять работу как можно лучше.

Разработайте для ребёнка систему поощрений. Можно для этого использовать магнитные фишки или просто цифры. За хорошее выполнение работы вы ставите определённый балл или вешаете на холодильник фишку нужного цвета.

В конце недели или месяца можно произвести подсчёт и наградить карапуза походом в цирк, парк аттракционов или загородной прогулкой.

Если ребёнок плохо выполнял поручения и не заработал достаточно баллов, то ему нужно объяснить, что развлечения отменяются, поскольку домашние обязанности делались кое-как.

Помните, что устанавливать определённые правила для малыша, разрабатывать систему поощрений и запретов — право родителей.

Какие обязанности нужно поручать ребёнку

Уже в полтора–два года малыша можно постепенно приучать к уборке, только задания нужно давать несложные и чётко их формулировать: «Принеси мне, пожалуйста, тряпку», «Сложи кубики в эту коробку» и т. п.

Начиная с трёх лет, обязанности ребёнка по дому можно значительно расширить.

Обязанности по дому малыша от трёх до семи лет

Приучать карапуза к труду следует постепенно, поручая ему посильные для его возраста дела:

  • Убрать за собой игрушки, расставить их на полках или рассортировать в коробки.
  • Отнести грязные вещи в стиральную машину.
  • Развесить после стирки полотенца, носовые платочки и т. п.
  • Подмести пол или пропылесосить, протереть пыль.
  • Повесить аккуратно свои вещи после прогулки, протереть и поставить на место обувь.
  • Мыть чашки, блюдца, ложечки и т. п. Вытирать их полотенцем.
  • Помогать накрывать стол к обеду и ужину: расставлять приборы, раскладывать салфетки и т. п.
  • Ухаживать за домашними питомцами: кормить, наливать им воду.
  • Поливать комнатные растения.
  • Убирать за собой постель.
Видео (кликните для воспроизведения).

Также малышу необходимо пояснить, что уход за собой — тоже его повседневная обязанность. Нужно умываться и чистить зубы, причёсываться и надевать чистую одежду.

Обязанности младшего школьника

Домашние обязанности малыша с каждым годом должны становиться более сложными, например, семилетний ребёнок уже может заниматься глажкой, самостоятельно запускать стиральную машину, включить чайник, помочь маме с приготовлением обеда и т. п.

А с началом школы подключаются ещё и общественные обязанности:

  • добросовестно учиться, выполнять домашние задания;
  • бережно относиться к школьному имуществу;
  • соблюдать права и интересы других учеников;
  • не нарушать общественный порядок.

Очень важно, чтобы карапуз осознал важность публичных обязанностей и понимал, что их несоблюдение может привести к плохим последствиям.

Не только обязанности, но и права

Поручая ребёнку выполнение определённых обязанностей, не следует забывать и про права маленького человечка:

  • Малыш имеет полное право на своё личное время, поэтому старайтесь, чтобы работа по дому оставляла ему время для отдыха, чтения, прогулок. С внедрением новых обязанностей, расширяйте и поле свободы карапуза, например, разрешите ложиться позже спать, дольше играть и т. п.
  • Ребёнок имеет право на собственное мнение, которое родители должны выслушать и принять к сведению при распределении поручений.
  • Прежде чем вменить ему какую-то обязанность, предоставьте малышу право выбрать, что он хотел бы делать: ухаживать за цветами, убирать на книжных полках, кормить рыбок и др.
  • Исключите из своего лексикона фразы вроде «Я так сказала», «Я требую», «Делай без разговоров». Обращаясь с малышом жёстко, унижая его, вы нарушаете право ребёнка на защиту от насилия и тирании в семье.

Мы желаем, чтобы в ваших семьях всегда царили покой, любовь и взаимопонимание! Всего вам самого наилучшего! До свидания!

Читайте так же:  Обзор модных духов

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Как ребенка приучить помогать по дому

Как приучить ребенка помогать по дому и не вызвать ненависти к домашним обязанностям?

Вот что советуют детские психологи по этому поводу. Не стоит ограждать маленького ребенка от «трудных» дел, следует просто поручать ему выполнимые, посильные работы для его возраста. Многие опасаются, что маленький ребенок станет путаться под ногами и мешать. Конечно будет! Но, без этого как же ему научиться мыть посуду или готовить? Обратите внимание на то, что это для вас шершавость полотенца, прохлада воды и мягкость теста — привычные вещи. Для малыша это целый мир, который вы можете помочь ему открыть, просто занимаясь вместе домашними делами, такими как приготовление пищи, стирка или уборкой.

Мы так привыкли к быту, что совсем забывает о быстротечности детства. Мы вряд ли будем помнить невымытый пол или пригоревшую яичницу, но точно вспомним горящие глазки малыша, взявшего впервые веник в руки, впервые помогающего делать салат или стирающего белье. Поверьте, лишать ребенка возможности познавать мир, будучи рядом с вами и наводя порядок в доме — большая ошибка.

Давайте рассмотрим некоторые возрастные классификации дел по дому

Что можно поручить ребенку трех лет:

аккуратно сложить разбросанные игрушки в короб для их хранения;

поставить на место брошюрки и книги;

отнести на стол кухонные принадлежности или кухонное полотенце;

заниматься утренним туалетным моционом и расчесывать волосы;

одеваться и раздеваться при небольшой поддержке с родительской стороны;

помогать раскладывать легкие продукты в нижнюю часть холодильника или разместить на полку свою одежду, расположенную в зоне его досягаемости.

Какие домашние поручения подходят для ребенка четырех лет:

помогать накрывать на стол, используя для этого добротную, хорошую посуду;
складывать хлебобулочные изделия в хлебницу;

вы можете ребенку в магазине разрешить сформировать для ужина продуктовую корзину;

поручить кормить домашнего питомца в специально подобранное для этого время;

помогать в саду в сборе опавшей листвы, подмести во дворе или собирать на даче овощи и фрукты, конечно, под наблюдением взрослых;

заправлять кровать утром и расправлять ее вечером;

вместе с мамой мыть грязные тарелки либо помещать их в посудомоечную машину;

намазывать масло на булочку;

заливать молоком хлопья;

участвовать в украшении пирогов и пирожных;

разрешать другим деткам пользоваться своими игрушками;

доставать газеты и письма из почтового ящика;

играть самостоятельно без привлечения взрослых к игре;

вешать небольшие мокрые вещи на сушилку;

сворачивать аккуратно полотенца.

Что поручить ребенку пяти лет:

приглашайте ребенка участвовать в составлении меню или планировании покупок;
научить готовить канапе либо простые бутерброды;

убирать обеденное место после приема пищи;

обеспечить себя водой или холодными напитками;

помогать накрывать на стол;

обрывать правильно зелень с грядок;

вносить необходимые ингредиенты в тесто;

стараться содержать свою комнату и спальное место в порядке;

снимать с себя вещи и складывать одежду самостоятельно;

содержать в чистоте предметы в туалете и ванной комнате;

помогать чистить зеркала;

разделяя по цвету, загружать белье в стирку;

укладывать и прибирать стираные вещи

отвечать на телефонные звонки;

делать в помещении уборку;

вносить в кассу деньги при небольшой покупке;

натирать в автомашине стекла;

выносить мусор из ведра;

участвовать в принятии решения, как можно использовать накопления семьи для совместного отдыха;

самостоятельно прибирать в живом уголке;

Домашние обязанности, которые можно поручить шестилетнему (первокласснику):

ребенка надо приучать составлять свой гардероб для особых случаев или при непогоде;

полив на грядке домашних цветов и растений;

готовить простые горячие блюда (например, картофель «в мундире» или омлет);

без напоминания подготавливать школьные принадлежности и складывать их в свой портфель;

помогать при развешивании влажных вещей после стирки;

убирать вещи в шкаф;

подносить для костра сухие;

уметь пользоваться садовым инвентарем, таким как веник или грабли;

помогать в прополке грядок;

выгуливать четвероногого друга;

выносит мусорное ведро;

наводить в кухонном столе порядок;

накрывать на стол.

Что можно поручать ребенку семи лет (второкласснику):

содержать свой велосипед в нормальном состоянии и размещать на хранение в положенном месте;

проводить телефонные разговоры;

выполнять небольшие родительские поручения;

следить за своим питомцем;

проводить тренировки четвероногих друзей;

подносить до нужного места сумки с вещами;

в отведенные вечерние часы, самостоятельно укладываться в кровать, а утром подниматься, в установленное время;

вежливо разговаривать в диалоге со старшим;

убирать за собой (после посещения) в уборной и ванной комнате;

гладить для себя одежду.

Домашние обязанности, которые можно поручать ребенку восьми или девяти лет (третьекласснику):

правильно размещать столовые приборы и красиво сворачивать салфетки;

мыть и пылесосить напольные покрытия;

участвовать в планировке расстановки мебели в собственной комнате и помогать родителям, расставлять и передвигать предметы мебели;

подготавливать себе ванну;

оказывать требуемую помощь членам семьи;

поддерживать порядок в своем гардеробе и на письменном столе;

при покупке одежды высказывать свои пожелания и предпочтения;

своевременно менять нательное и постельное белье;

самостоятельно заправлять в пододеяльник одеяло;

штопать, при необходимости небольшие участки одежды;

поддерживать порядок и чистоту в кладовке;

кормить домашних животных и чистить клетку;

учиться, пользуясь рецептами, пробовать готовить;

формировать красивые букеты и размещать их в вазу с водичкой;

собирать урожай в саду;

иметь навыки разведения огня и знать меры по его предотвращению;

самостоятельно запекать картошку в костре или обжаривать сосиску на шампуре;

окрашивать маленькие поверхности;

грамотно составлять письмо;

составлять текст для поздравительной открытки;

накормить младшего брата или сестру;

помогать купать младших деток;

наносить на мебельные гарнитуры полировку.

Домашние обязанности для ребенка, который ходит в четвертый класс:

самостоятельно менять постельные принадлежности и уносить их в положенное место;

включать и выключать бытовые приборы;

самостоятельно дозировать для стирки порошок;

составлять список продуктов и планировать покупки;

переходить дорогу только в положенном месте;

не опаздывать на встречи с одноклассниками, друзьями и прочими людьми, использовать велосипед либо доходя до условленного места встречи, пешком;

выпекать несложные кондитерские полуфабрикаты;

готовить легкий обед для членов семьи;

уметь пользоваться интернетом и проводить переписку в сетях;

выполнять сервировку стола для вечернего чаепития;

приглашать к себе гостей и ходить к ним с ответным визитом;

продумывать сценарий праздников;

иметь навыки оказания первой помощи;

чистить семейный автомобиль;

быть экономным и бережливым.

Домашние дела для ребенка пятиклассника:

знать, как заработать карманные деньги;

оставаться без присмотра взрослых дома;

уметь не тратить деньги и распоряжаться карманными накоплениями разумно;

использовать общественный транспорт;

иметь любимые занятия и свои хорошие привычки.

Домашние дела для шестиклассника:

брать на себя некоторые хозяйственные обязанности;

укладывать младших детей и и читать им сказки на ночь;

исполнять по дому свои прямые обязанности;

ухаживать в огороде за растениями;

посильно помогать в стройке, ремонте и починке техники;

мыть кухонные принадлежности, а также чистить бытовую технику;

Читайте так же:  10 бьюти-идей, когда срочно нужны перемены

планировать свое учебное время и свободное.

Домашние обязанности для старшеклассника:

ложиться спать в строго установленное время;

готовить для всех членов семьи полноценную;

вести и ценить здоровый образ жизни (не курить, не пить, посещать профосмотры у врачей);

учитывая пожелания всех членов своей семьи, принимать при необходимости ответственные решения;

соизмерять свои потребности и возможности;

уважать старших и оказывать знаки внимания;

уметь своим трудом зарабатывать карманные деньги.

Помните, помощниками не рождаются, только воспитание в малыше желания и готовности помогать — долгий и кропотливый путь, который вы сможете легко пройти, если будете позволять ребенку участвовать в домашних обязанностях и «нагружать» его подходящими поручениями по дому.

Дети и домашние обязанности: как приучить, что поручить?

Распределение домашних обязанностей – неотъемлемое условие существования семьи. Даже для маленьких детей необходимо находить дела по силам.

Почему это важно:
1. Это развивает чувство принадлежности к семье. Ребенок чувствует себя полноправным членом семьи, необходимым и нужным, если у него есть своя зона ответственности за поддержание порядка в доме.
2. Это поможет в будущем. Дети, выполняющие обязанности, становятся более самостоятельными. Они умеют содержать дом в чистоте и ценят порядок.
3. Ежедневное выполнение домашних обязанностей помогает ребенку стать более организованным.

Как же приучить ребенка выполнять домашние дела? Во-первых, объяснить ребенку, для чего это нужно.

Далее выберите, что вообще может делать ребенок. Определите дела, подходящие по возрасту и уровню развития. Не стоит просить пятилетнего ребенка гладить белье или, наоборот, свести все домашние дела школьника к уборке собственной постели. Предлагайте делать немного больше, чем, по вашему мнению, ребенок способен. Многие дети с энтузиазмом примут, если им будут доверять «взрослые» дела.

В целом, подключить ребенка можно к выполнению любого дела. Все домашние обязанности можно разделить на три категории:

1. Это можно сделать рядом с ребенком.
2. Это можно сделать вместе с ребенком.
3. Это можно поручить ребенку сделать самому.

Когда говорят о домашних обязанностях, думают обычно только про третью категорию — что ребенок может сделать сам. Но не менее важно, если сначала ребенок будет участвовать в чем-то косвенно: наблюдать, как мама готовит еду и гладит белье или как папа ремонтирует мебель.

Простые домашние обязанности можно поручать ребенку от трех лет. Приведем лишь некоторые примеры дел, которые могут выполнять дошкольники.

Уборка:
собрать игрушки, застилать постель, разложить свои чистые вещи, унести грязные вещи в корзину для белья, загрузить вещи в стиральную машину, насыпать стиральный порошок, развесить белье, складывать чистое белье, подмести пол веником или пропылесосить, протереть пыль тряпкой, вытереть грязь от своей обуви на полу, отнести мусор в ведро, вынести мусор в мусоропровод, мыть и протирать посуду.

Приготовление пищи:
нарезать ингредиенты для блюд, почистить яйца, размешать салат или тесто, подавать посуду и столовые приборы, раскладывать еду на противень, накрывать на стол, налить напитки из бутылки, накладывать еду в тарелки, вырезать печенье формочками, стирать со стола крошки, поставить нетяжелые упаковки с продуктами в шкаф или холодильник.

Домашние растения и животные:
поливать цветы, сажать цветы в горшки, кормить домашних животных, наливать им воду, помогать мыть животных, помогать в огороде или саду.

Прочие:
доставать почту из ящика, помогать мыть машину, протирать свои ботинки после прогулки, вешать вещи на крючок.

Несколько конкретных советов, как приучить ребенку к домашним обязанностям.

Не используйте домашние обязанности в качестве наказания. Опыт показывает: дети, которых наказывали, например, мытьем посуды, совершенно не любят делать этого, когда становятся взрослыми.

Не платите ребенку за выполнение дел по дому. Важно сформировать у ребенка ценность домашних обязанности. Они являются неотъемлемой частью семейной жизни, а не работой. Об этом мы говорили в статье «Ребенок и карманные деньги».

Домашние обязанности ребенка

Этому ребенку 2 года, он очень любит пылесосить пол!
скачать видео

Некоторые взрослые говорят все правильно, но так, что уничтожают радость жизни. Мы не будем на них равняться?
скачать видео

Домашний труд — радость. Но это понятно не всем и не сразу.
скачать видео

​​​​​​​Семья — дело общее, и каждый должен в нее вносить свой вклад. Распределение домашних дел между всеми членами семьи лучше обсуждать на семейном совете, с обязательным участием детей.

  • Сначала попробуем разделить все обязанности на постоянные и временные. Например, постоянные — уборка, мытье посуды, стирка, прогулки с собакой и т.д. Временные — генеральная уборка, ремонт, мытье окон и др.
  • Теперь выделяем из них специфические мужские, женские и детские обязанности. Определяем затраты времени на каждого, после этого можем перераспределить объем обязанностей. Например, разгрузим маму, передав часть дел папе и детям.
  • Дальше выделяем временные и постоянные поручения для ребенка (исходя из его возможностей, а иногда и желаний).

Если вы, уважаемые родители, считаете, что ребенок-дошкольник еще слишком мал, что сил у него недостаточно, чтобы помогать маме по дому, то не путайте три разные вещи: 1) ребенок не может справиться с тем или иным делом; 2) ребенок не хочет заниматься вашими делами и хочет заниматься тем, что ему интересно; 3) вам просто ребенка жалко. В переводе: ваш ребенок научился вами манипулировать и умело вызывает у вас чувство неудобства и жалости к нему, когда вы пристаете к нему с тем, что ему не нужно.

Итого: наши дети могут и должны иметь свои семейные обязанности. Девица должна трудиться — в жизнь пригодится. Как зафиксировать это распределение и где его поместить для всеобщего обозрения — вопрос вашей фантазии и изобретательности. Можно сделать это совместно, а можно поручить ребенку.

Как включить ребенка в домашние дела?

Как? Во-первых, неправильно ставить вопрос «Как заинтересовать ребенка домашними делами?» — на одном интересе ребенка вы этот вопрос не решите. Кроме желания, есть обязанности, и ребенка с этим стоит познакомить. Другое дело, что не нужно представлять домашние обязанности как муку, тяжесть и мороку. Это просто то, что делать естественно.

Иногда бывает уместен такой вопрос детям: «А кто должен сходить в аптеку (в магазин), пропылесосить полы? Мама? А почему ты думаешь, что это ей нужно этим заниматься? Ты же вроде более свободен?» Короче, вперед — марш!

Три основных роли, в которых могут выступать родители для приобщения детей к домашним делам, это роли Душки-Вдохновителя, Силовика и Тактика.

Роль Душки-Вдохновителя самая естественная для большинства мам и самый эффективный способ заинтересовать и увлечь домашними делами маленького ребенка. Например: убирать игрушки можно играя в подъемный кран или Супермэна, или в Золушку, либо в королеву, которая заботится о своих подданных.

Можно придумать множество мотивирующих игр. Когда ребенку 2-3 года и мама не работает – это замечательно, но когда ребенок становится старше и у мамы помимо домашних дел прибавляется работа вне дома, на вдохновителя просто не хватает времени. Значит, начинаем использовать роль Силовика, то есть стать строгим родителем и требовать выполнения обязанностей. При кратковременном использовании и общем позитивном стиле в семье Силовик работает очень эффективно, особенно в мужском исполнении.

Читайте так же:  5 блюд с рикоттой и моцареллой для тонкой талии

Так же можно запускать и роль Тактика: неубранные игрушки складывать ребенку в кроватку и ребенок сможет в нее лечь лишь после уборки, грязную тарелочку дать ребенку в руки со спокойным: «Помой, пожалуйста». Время от времени ребенок может меняться домашними ролями с другими членами семьи. Полезно, во-первых, познакомиться с другими, возможно, более сложными, чем постоянные поручения, видами работ. Во-вторых, неплохо на себе испытать, например, мамину каждодневную нагрузку.

Мудрые Тактики умеют представлять домашние дела как нечто престижное, что делают Большие, но что можно разрешить и Маленьким, если они хорошо себя ведут. Детям нравится крутиться возле мамы, когда она занята на кухне, и совершенно естественно показать дочери или сыну, как сделать настоящий салат. Когда у них это получится, можно им доверить делать салаты каждый день. Если снабдить их готовыми рецептами, но поощрять и самостоятельные кулинарные поиски, результаты могут быть отличными. Мальчикам стоит поручать домашние дела, в которых используется разнообразная техника, в том числе и кухонная. Возможно, они сами захотят предложить технические решения для облегчения повседневного труда.

Позволяйте ребенку самому выбирать средства, которые помогают облегчить домашний труд. Если в его обязанности входит мытье посуды или стирка своих вещей, можно давать ему деньги на приобретение новых моющих жидкостей или порошков. Не стоит беспокоиться, что он пойдет на поводу у телевизионной рекламы и будет стремиться покупать только дорогие средства. Пускай пробует сам — это позволит ему убедиться, что не всегда высокая стоимость совпадает с высоким качеством. Заодно поучится более критично относиться к рекламе.

Из писем на Психологос: «Все выше перечисленное практиковалось в моей семье; и строгость силовика, и прямолинейность тактика, и конечно же творчество вдохновителя. Но в один прекрасный момент, я встретила нежелание ребенка что-либо делать помимо того, что ему самому хочется. Вот тут-то мне и пришла в голову идея установления анархии в рамках нашей семьи. » Что из этого вышло? Смотри интереснейшую статью Эксперимент «Анархия»: детям и родителям можно все!

Система напоминаний

Бывает, что ребенок просто забывает о своих обязанностях. Честно забывает, действительно огорчается, что забыл — но забывает. Тут нужна система напоминаний, причем использовать можно самые разные приемы. Ребенок сам выберет такой способ, который его устраивает. Ребенку постарше удобно пользоваться таблицей-календарем, в которой заранее обозначены домашние дела и есть место, чтобы отметить: выполнено — не выполнено. Можно сделать большой рисунок дерева с незакрашенными листочками. Каждый раз, выполнив какую-то работу, малыш может закрасить один листочек (начиная с нижних), постепенно все дерево «зазеленеет», а ответственный исполнитель получит какой-нибудь приз.

Для дошкольников и младших школьников можно посоветовать сделать из плотной бумаги большую ромашку с отдельно вырезанными сердцевиной и несколькими лепестками. На каждом лепестке написать по одному виду домашней работы, интересных и полезных занятий и т.п. (или сделать рисунки). Например: мытье посуды, уборка комнаты, покупка продуктов, стирка, помощь в приготовлении обеда, выполнение вовремя всех уроков, утренняя зарядка, чтение, рукоделие, занятия спортом и т. д.

Сделав что-то из перечисленного, ребенок в течение дня сам прикрепляет к сердцевине ромашки соответствующие лепестки. И ему, и родителям сразу видно, что было сделано за день. Если в семье двое (или больше) детей, то каждый делает себе свою ромашку. Можно даже устраивать семейные соревнования, в чьей ромашке к вечеру больше лепестков. Отмечать необходимо не только количество дел, но и качество их выполнения.

Понятно, что бывают важные обстоятельства и кто-то не успевает сделать свою часть работы: тут ругаться сразу не обязательно, вначале можно помочь, а разбираться попозже и по-доброму. Если есть возможность что-то сформулировать мягко, как просьбу, лучше сформулировать именно так: вместо «ты должен» — «ты не мог бы?». Или: «Интересно, сумеешь ли ты. ». Вместо «сделай» — «мне очень нужна твоя помощь» и т. д. Однако полезно помнить принцип «железная рука в бархатной перчатке» и при необходимости не забывать, что это не вы должны напоминать ребенку о его делах и уговаривать его, а это его обязанность. Все по-взрослому.

Поощрения и наказания

Очень важный вопрос — о поощрениях и наказаниях за сделанную или несделанную работу. Одни родители считают, что специально поощрять за выполнение каждодневных обязанностей не нужно. Обязанности есть у всех членов семьи, но взрослым-то ведь никто не делает подарки за выстиранное белье или вычищенный ковер. Но не стоит забывать: когда у человека только начинает вырабатываться новый навык, ему очень нужны поддержка и признание. В какой форме это лучше делать — зависит от склонностей ребенка и от ваших возможностей. Можно хвалить, делать время от времени небольшие подарки, уделять ребенку больше внимания (ведь, помогая, он сберег ваше время) и т. д.

Стоит ли платить за помощь по дому? Не исключено, что в некоторых случаях ребенка или подростка можно поощрить и деньгами. Например, если он помогал в длительном ремонте или самостоятельно освоил и выполнил какую-то сложную работу. А вот насчет оплаты постоянных обязанностей. Последствия могут быть и нежелательными.

Многие дети с удовольствием помогают по дому до какого-то возраста. А потом проблема домашних обязанностей может встать с новой остротой. Например, когда ребенок становится подростком.

Как быть, если ребенок не убирает в своей комнате? — см. Беспорядок в комнате ребенка

​​​​​​​Если обязанность представить как статус, ребенок может с удовольствием взять на себя дополнительную работу. Пишет Татьяна Розова:

Видео (кликните для воспроизведения).

Дочь начала отказываться пить по утрам воду и стала требовать компот. Я делала попытки подойти с разных сторон. Ни в какую. Тогда я позвала ее и у нас состоялся такой разговор: «Катя, как ты думаешь, почему мама хочет, чтобы ты с утра пила воду? Мама хочет, чтобы ты была здоровой. А еще мама сама забывает пить воду. И хочет, чтобы ты ей напоминала. Ты с этим справишься?». Кате сказала, что справится. И я ее назначила ответственной за свое и мамино здоровье. Как дальше будет не знаю, но уже две недели Катя каждое утро бежит ко мне с криком: «Мама, мама, срочно идем пить воду. » Так что пока работает!

Дети и домашние обязанности как приучить, что поручить
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here