Как мотивировать ребенка учиться

Важное на тему: как мотивировать ребенка учиться с полным описанием и комментариями специалистов.

Как мотивировать ребенка учиться: мотивация на учебу и успех

Всем родителям хочется иметь успешных детей, которые с большим удовольствием учатся, посещают школу, выполняют домашние задания. В статье объясняется, как заложить основу для здоровых амбиций и как мотивировать ребенка учиться.

К сожалению, многие детки не отличаются особой выносливостью или терпением, чтобы справляться с возникающими неудачами в образовательном процессе. Из-за этого у них и отпадает охота учиться. Что может демотивировать детей и чего следует избегать в мотивации ребенка, если вы хотите помочь ему стать успешным в жизни?

Почему у ребенка пропадает охота к учебе

Иногда родители спрашивают, почему так сложно мотивировать детей? Дело в том, что мотивировать детей не просто. Детская мотивация — это своеобразное животное человеческой психики.

То есть чем больше вы пытаетесь побудить его выйти из своего укрытия, тем дальше оно прячется. А когда взрослые пытаются контролировать ситуацию, оно полностью исчезает. Но с этим возможно справиться.

Для достижения правильной мотивации требуется:

  • правильно поставленная перед ребенком цель;
  • предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно;
  • использование правильных поощрений;
  • превращение обязанностей в игру.

Но чтобы применить эти четыре шага, нужно понять причины детского нежелания ходить в школу, учиться или выполнять домашние задания. О четырех причинах говорит психолог Марина Романенко. Посмотрите ее видео.

Важность правильной постановки цели

С неудачами люди сталкиваются на протяжении всей жизни. И реакция на них зависит во многом от того, как их научили этому в детстве. Все дети воспринимают неудачи по-разному.

Например, ребенок заинтересовался техникой оригами и решил смастерить что-то интересное. Он делает несколько попыток и все не так. Смятые листки летят в урну, а ребенок делает вывод, что у него недостаточно способностей для этого.

Поэтому в данном случае родителям важно помочь ребенку и научить его не сдаваться. Другой ребенок, наоборот, будет прикладывать все больше усилий и постепенно, все же получит желаемое. Здесь становится очевидным, что причина его успешности кроется в высокой мотивации на успех.

Особенно остра проблема мотивации на этапе обучения. Именно от отношения родителей будет зависеть мотивация ребенка к учебе и уровень его успешности.

Кто-то учится, чтобы не расстроить родителей, или не быть наказанным и лишенным чего-либо. То есть такие дети тоже имеют мотивацию, — но не стать успешным человеком, а стремиться избегать неудач, поскольку дальше последует наказание.

Если же родители всячески поддерживают своего ребенка при проблемах с обучением, выражают готовность помочь, то и сам ребенок будет чувствовать себя увереннее перед возможными неудачами и ему самому захочется добиться чего-то большего.

Самостоятельность как основа

Для того чтобы ваш ребенок стал увереннее в себе и старался добиваться определенных результатов, он должен научиться действовать самостоятельно. Поэтому нужно ставить перед ним определенные задачи, при этом не мешать ему самому с ними справляться.

Будь то задача по математике, мытье тарелки либо завязывание шнурков. При этом находиться нужно неподалеку а, при необходимости, слегка подтолкнуть к нужному решению.

Конечно, не все получится с первого раза, будут промахи и ошибки. Но, главное, чтобы ребенок сам выполнял поставленные задачи и чувствовал гордость и уверенность в своих силах, что он смог.

Важно не переоценить способности своего чада, потому что невыполненная задача может его расстроить и повлиять на его самооценку. Так, в будущем ребенок, видя результат своих усилий, будет с энтузиазмом браться за новые дела.

А если мама с папой стараются все сделать за ребенка? Например, завязывают шнурки, помоют за ним тарелку и помогут решить задачу по математике, чтобы сэкономить свое время. Тогда у ребенка сложится впечатление, что в следующий раз можно и не прилагать особых усилий, все и так будет сделано.

Правильные поощрения

В вопросе, как мотивировать ребенка на учебу многие родители придерживаются неправильной мотивации своему чаду —, например, путем наказания и упреков.

Например, говорят: «Если не получишь «5» за контрольную по истории, лишишься компьютера». Такой подход крайне неправилен.

Конечно, такие условия будут срабатывать до определенного момента.

Но таким образом ребенок будет добиваться результата не по своему желанию, а по принуждению. И со временем приоритетным станет не достижение успеха, а избегание наказания.

К тому же при постоянных упреках у ребенка формируется видение себя в роли неудачника. И с этой проблемой он будет идти всю жизнь.

Чрезмерные поощрения также могут нанести вред. Обещание купить что-либо за хорошую отметку формирует у ребенка привычку добиваться чего-либо только за вознаграждение и не видеть среди этого настоящий смысл своего успеха.

Таким образом, важно сформировать у ребенка именно внутреннюю мотивацию. Он сам должен осознавать важность и нужность своих маленьких побед. Поэтому самое правильное поощрение — хвалить ребенка. Он должен видеть, что родители ценят его старания и что упорная работа — это путь к успеху.

Обязанности как игра

До тех пор, пока дитя остается ребенком, обязанности для него не должны быть обузой, они должны пересекаться и ассоциироваться им с развлечением. Для этого, например, не надо заполнять все свободное время чада уроками.

Должен быть установлен определенный режим дня. Следуя распорядку, ребенок должен успеть и позаниматься и поиграть. Он должен четко знать, в какое время сядет за уроки, а в какое может позволить себе игры.

Выполняя задания нужно постараться заинтересовать ребенка. К примеру, максимально наполнить задания интересными моментами, примерами из жизни. Помимо скучных упражнений либо задач, можно найти интересные картинки, ребусы, нестандартные задачи. То есть обеспечить приближенность обучающего процесса к игровому.

Роль родителей в том, как мотивировать ребенка учиться

У всех родителей есть желание, чтобы их дети были успешны, талантливы, умны и делают всё, чтобы это было так. Записывают деток в творческие кружки, на факультативы и строго контролируют, как чадо справляется со всем этим.

А коль случается, что у ребёнка что-то не получается, и он не может это выполнить или замечено, что он ленится — его сразу «сурово» наказывают. Хотя нужно всего лишь правильно его смотивировать на выполнение той или иной задачи.

Поэтому роль родителей в создании стремления к успеху очень велика. И именно от того, как помогут ребенку в этом его родители, зависит вся его будущая деятельность.

Читайте так же:  10 знаменитостей «40+», которые с годами стали выглядеть лучше

Нужно только быть готовым во всем поддерживать своего ребенка и быть уверенными, что он — лучший. И самое главное, при всем этом нужно не забывать о личном примере.

Поскольку папа или мама, вечно недовольные своей работой либо жизнью, обсуждающие свои провалы и вечные финансовые трудности, вряд ли смогут подать малышу хороший пример и сформировать у него правильную мотивацию.

Виды неправильной мотивации

Шантаж.
Это можно охарактеризовать такой фразой: «Если не выполнишь что-то, то я перестану разговаривать или играть с тобой». Эффекта от этого варианта мало.

Вначале ребёнок из страха, что мама (папа) так сделают, послушно выполнит нужное. Но после станет игнорировать мол, не разговаривайте (не играйте), но делать не буду. Или, допустим, мама говорит: «Из-за твоего поведения у меня будет плохое самочувствие».

Ребёнок после этих слов испытывает вину и понимает, что обязан помочь, но это не имеет никакого отношения к искреннему желанию быть послушным.

Битьё.
Самый, наверное, популярный (в кавычках) способ как мотивировать ребенка учиться в школе. Часто можно слышать: «Если учительница на тебя пожалуется — побью». Это очень неразумно и неправильно.

Если родители прибегают к подобному варианту, у ребёнка не появится желание лучше учиться. Он отстранится от своих родителей, будет поступать наперекор им, замкнётся и станет обращаться за поддержкой к друзьям и знакомым.

Обещание подарка.
Часто для мотивации своего ребёнка родители обещают купить ему долгожданную вещь, о которой он давно мечтает. Само собой, ребёнок пытается выполнить то, о чём его попросили (сделает домашнюю работу, вымоет полы).

Хоть метод и действенный, но неоднозначный. Допустим, у ребёнка что-то может не получиться — он тут же разочаруется в себе и в своих способностях. И может наступить безразличие, исчезнет желание учиться.

Больше будет толку, если родители начнут отмечать маленькие достижения своего чада, и не станут ставить каких-то глобальных, далёких целей.

Мотивация детей деньгами.
Есть родители, которые в качестве мотивации используют деньги. Например, ребёнок подмёл квартиру, перемыл посуду, получил в школе хорошую отметку — за это получает от родителей какую-то небольшую денежную сумму.

Такой подход нежелательно использовать, он таит в себе опасность. В чём опасность? Дети приучаются давать оценку всему через деньги. А тёплые, доверительные отношения в семье рискуют стать экономическими и корпоративными.

Искренность, желание выполнять какие-то домашние обязанности, оказать родителям помощь отодвигаются на второй план.

Другие дети лучше.
Самый, наверное, часто используемый метод — родители сравнивают своё чадо и других детей. Вроде «Марина хорошо рисует, а ты нет, бери пример с Марины». Этот способ абсолютно не действует, никаким образом не влияет на то, чтобы ребёнок стал лучше.

Дети только ещё больше разочаровываются в неудачах, видят, что поддержки от близких нет, поэтому желание к дальнейшему развитию и учёбе пропадает

А на самом деле детям нужно
Перед использованием какого-нибудь из вышеперечисленных способов как правильно мотивировать ребенка к учебе или заниматься спортом стоит лишний раз вспомнить то, в чём нуждаются дети.

Чтобы нормально развиваться (в эмоциональном и физическом планах), им нужно, чтобы:

  • Родители их поддерживали и верили, что дети смогут всё.
  • Ощущение, что даже маленькие достижения родители замечают и поощряют ребёнка за них.
  • Возможность выбирать предпочтения, занятия и увлечения.

Подводим итог

Почему некоторые дети не боятся очередной неудачи в обучении, а становятся еще более напористыми на пути к своей цели, а другие тут же опускают руки, если что-то пошло не так?

Основная причина заключается в мотивации. Благодаря этому ребенок не довольствуется тем, что есть, а старается достичь большего.

Тогда как мотивировать ребенка? Просто нужно знать и понимать детские симпатии и антипатии, при этом ловко этим пользоваться, и вы уже на один шаг ближе к мотивации своих детей.

При этом помните, что ребёнку нужны родительские любовь, внимание и поддержка независимо от того, достиг ли чего-то он, одержал ли какую-то победу.

Только дети, выросшие с ощущением любви и взаимоуважения, могут добиваться желаемого и знать, к какой цели они идут и не страшиться неудач.

С уважением, Helen.

В завершение рекомендую посмотреть видео о том, как не отбить у ребенка интерес к учебе.

6 способов, как правильно мотивировать ребенка

«Тебе ничего не интересно», «займись уже хоть чем-нибудь» – такие слова часто можно услышать от родителей. Что мы можем сделать для того, чтобы нашим детям стало интересно?

Сложно найти ребенка, который с удовольствием бы убирался у себя в комнате, мыл посуду, вставал рано утром, чтобы идти в садик или школу. Когда детей заставляют делать нечто сложное или неинтересное, в лучшем случае они отказываются. Нередко такие ситуации приводят к конфликтам и ругани. Мы собрали для вас советы экспертов, которые помогут вам научиться «управлять» детьми. Вы сможете создавать у ребенка мотивацию на обучение, развитие и выполнение различных заданий вместо того, чтобы принуждать его к этому.

Пересмотрите систему поощрений

Есть одна реальная история, как мужчина приучал свою маленькую дочку к горшку, давая ей конфеты. Один раз, когда сладостей под рукой не оказалось, он попытался дать малышке «воображаемую» шоколадку. Девочка заулыбалась, вскочила с горшка, но он оказался пустым. Папа задал дочке вопрос о том, что это было. Она ответила, что притворилась, будто пописала в горшок.

Эта история – наглядная демонстрация того, насколько дети бывают умными и находчивыми. Несмотря на свой возраст, малыши быстро осваиваются в обстановке и находят способы, как заслужить поощрение, не выполняя просьбы взрослых. Более того, результаты исследований показывают, что система поощрений дает только кратковременный эффект.

Небольшие награды за выполненные задания помогают преодолеть временный кризис – например, когда ребенок начинает осваивать буквы или цифры. Вознаграждение мотивирует маленького человека что-то делать. Только со временем он начинает все больше зависеть от награды: если малыш лишается ее, он перестает стараться. То же происходит и со взрослыми людьми: пока человеку платят, он добросовестно трудится. Если человек лишится зарплаты, он просто перестанет работать, ведь у него не останется мотивации.

Это правило применимо и к той деятельности, которая приносит удовольствие. Занятный эксперимент провели ученые Стэнфордского университета. Они собрали группу детей и предложили им порисовать маркерами. Времяпрепровождение само по себе интересное, только в этот раз за него еще и платили. Детям действительно нравилось рисовать, но, когда им переставали платить, они отказывались продолжать. Можно сделать вывод о том, что вознаграждение убивает страсть и интерес даже к приятным занятиям.

Читайте так же:  Осенний нейл–арт топ-10 креативных рисунков своими руками

Как же формировать у ребенка положительные привычки, если не с помощью мелких взяток? Специалисты говорят, что задача родителей – воодушевлять детей. Заостряйте внимание ребенка на том, как приятно становится, когда ты обретаешь новый навык, а мама и папа гордятся тобой. Так он начнет чувствовать удовлетворение от своих успехов. Ребенок научился кататься на велосипеде? Похвалите его, скажите, что он должен собой гордиться, ведь было сложно овладеть этим навыком. Чувство собственного мастерства мотивирует на то, чтобы развиваться дальше.

Разговаривайте с ребенком, как со взрослым

Важный элемент создания у ребенка мотивации – это разговоры тет-а-тет. Все дети любопытны, поэтому нужно просто предложить им послушать, как устроено и для чего нужно то-то и то-то – подобные разговоры разжигают интерес к разным вещам и занятиям. Еще это стимулирует интеллектуальную деятельность.

Представьте себе такую ситуацию. За уборку в комнате мама обещает сыну мороженое. Папа никак не поощряет ребенка, но его просьбу сложить игрушки малыш выполняет с большим рвением. Как это возможно? Просто отец каждый раз восхищается тем, как приятно находиться в комнате после уборки, какой умница его сын. Так ребенок почувствует себя взрослым и самостоятельным.

Если дети отказываются что-то делать, взрослым нужно поставить себя на их место, советуют специалисты. Это поможет вам найти подходящие аргументы и доказать ребенку важность той работы, которую он должен выполнить. Ваш сын не хочет убираться в комнате и говорит, что устал после тренировки? Предложите ему сперва вкусно поесть, а потом приняться за дело. Не используйте слов «обязан», «должен», «нужно». Если ребенку будет трудно без вашей помощи – предложите ее.

Когда ребенок что-либо делает, спрашивайте у него о его чувствах и ощущениях. Ему будет приятно ваше внимание, поэтому появится приятная ассоциация. Еще полезно предлагать ребенку свою помощь, выражая так свое сочувствие. Он поймет, что родители на его стороне, а воевать с ними нет смысла.

Учитывайте возможности ребенка

Помните одну простую вещь: если ребенок не умеет или не может что-то делать, то любые взятки и наказания будут бесполезными. Вспомните, как малыш гордился, когда впервые написал свое имя или сам надел ботинки. Он радовался, повторяя эти действия, потому что ощущение мастерства окрыляет. Проводите эту аналогию с навыками, которых у ребенка пока нет.

Избегайте критики и принуждения

Почти все малыши получают удовольствие от выполнения разных заданий родителей, но нужно адаптировать свои требования под особенности ребенка. Если он любит раскладывать постиранное белье по полкам, а взрослые критикуют его за медлительность и неаккуратность, это убивает весь азарт. Поэтому позволяйте ребенку делать то, к чему он проявляет интерес. Не критикуйте его, если у него что-то не получается.

Чтобы ребенок сделал то, что ему не по душе, проявите фантазию. Если девочка обожает кукол, пусть кукла попросит ее убрать разбросанные игрушки. Давайте детям право выбора: чистить зубы до купания или после, помогать маме мыть подметать или мыть посуду. Чувство свободы и контроля над ситуацией усиливает мотивацию в то время, как принуждение вызывает только негативные реакции. Дети любят чувствовать себя самостоятельными. Так пусть они думают, что не родители заставили их сделать что-то, а они лично приняли такое решение.

Проявляйте свою благодарность

Сын сам проснулся утром по будильнику и собрался в школу? Дочка спала всю ночь в своей постели и не прибежала к родителям? Обязательно скажите детям, что все это для вас очень важно и вы это цените.

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждому ребенку хочется радовать родителей, а ответная реакция в виде благодарности и похвалы – лучшая мотивация. Говорите ребенку, как вы цените его успехи, но заостряйте внимание не на результате, а на приложенных усилиях и прогрессе.

Показывайте хороший пример

Многие смогут припомнить такую ситуацию: ребенок что-то спрашивает или просит, когда вы говорите по телефону, а вы просите его подождать и отворачиваетесь. В таких случаях дети продолжают приставать к родителям и в итоге закатывают истерику, чтобы на них обратили внимание. Проблема даже не в самой истерике, а в том, что ребенок запомнит эту модель поведения. Повзрослев, он станет поступать так же. Поэтому либо завершайте разговор по телефону, либо говорите ребенку, сколько ему нужно будет подождать.

Читаем также:

Как мотивировать ребенка к учебе и труду / психолог Роман Едвакин

С какого возраста ребенка приучать помогать по дому?

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

10 важных правил, как мотивировать ребёнка к учёбе
материал на тему

Чаще всего родители жалуются на нежелание ребенка учиться.

Психолог Анастасия Пономаренко подскажет простые правила, которые помогут правильно мотивировать ребенка на хорошие оценки.

Вложение Размер
10 важных правил, как мотивировать ребёнка к учёбе 15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Чаще всего родители жалуются на нежелание ребенка учиться.

Психолог Анастасия Пономаренко подскажет простые правила, которые помогут правильно мотивировать ребенка на хорошие оценки.

Родителям частенько приходится применять силу, наказывать, уговаривать. А хотелось бы, чтобы любимое чадо само, без напоминания, шло делать уроки, с удовольствием посещало школу, чтобы в дневнике — одни отличные отметки! Однако родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.

Процесс мотивации — это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей!

А ведь для создания мотивации к познанию нового, к учебе, существуют простые правила. Только соблюдать эти правила должны, прежде всего, родители. Конечно, придется психологически и физически напрячься, но игра стоит свеч.

Итак, вот они — правила успешной мотивации

1. Возьмите себе за правило: ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа . Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете.

Читайте так же:  Ненавязчивое очарование 10 вещей, которые манят мужчин

2. Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка. Нравится химия — купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в музыкальную школу. Ходите вместе (это важно) на публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. А после обязательно обсудите: каковы впечатления, что понравилось, а что — нет.

3. Купите автобиографии великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребенка. После прочтения книги обсудите ее . Что заинтересовало? Что помогло достичь успехов главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог? Чем бы вы могли ему помочь в этом?

4. Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение . Создайте его! Запишите свое чадо в интересную секцию или кружок. Узнайте про различные общественные организации, клубы. Ненавязчиво предложите сходить, посмотреть.

Если большинство друзей будут активными, хорошо учиться, ваш отпрыск обязательно будет стараться быть не хуже — закон социальной психологии .

5. Поинтересуйтесь атмосферой в той школе , где учится ваш ребенок. Очень часто учителя настолько плохо владеют предметом, или настолько по-хамски относятся к ученикам, что убивают всякое желание учиться. Ходите на родительские собрания — это очень помогает в прояснении атмосферы. И, если в отношении вашего ребёнка началась травля — немедленно переводите его в другую школу. А искать справедливости лучше потом, когда детская психика будет в безопасности.

6. Узнайте также про ребят в классе. Кто там лидер? Сколько отличников? Как к ним относятся — издеваются над «ботаниками» или уважают? Окружение ребенка должно стимулировать его к новым успехам. А если это слабый класс, у него не будет мотивации учиться — он и так самый умный.

7. Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, не сравнивайте успехи ребенка с братьями — сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» — разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.

8. Часто спад интереса к учебе может быть обусловлен очень высокой нагрузкой . В таком случае ее необходимо снизить, чтобы избежать срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями.

9. Запомните: умный, одарённый ребёнок не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.

10. И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно.

Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время. Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть. Процесс мотивации — это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей . Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.

Сейчас наступает такое время, когда приходится постоянно учиться, получать новые навыки, чтобы оставаться профессионалом. Раньше человек заканчивал один институт, выбирал одну профессию, работал на одном месте до самой пенсии. Теперь времена изменились, и многим приходиться переучиваться несколько раз в течение всей жизни — так быстро меняются требования к профессиональной деятельности.

Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового — это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны.

Автор: Пономаренко Анастасия, психолог Благотворительного фонда «Путь домой»

Как мотивировать ребенка учиться

Обучение — это процесс, который складывается из многих составляющих, и не всегда нужно ориентироваться на что-то одно. Например, ребенку может помогать учиться то, что у него в школе много друзей, и может быть, у него сама учебная мотивация не на очень высоком уровне, а ради детей, ради компании он ходит в школу с удовольствием.

Или, например, ребенок умеет делать что-то такое замечательное, за что его в школе ценят, и ему приятно это уважение. Поэтому укрепляя стороны, разные проявления ребенка, мы помогаем ему, и не обязательно родителям фокусироваться только на уроках. Иногда можно повысить желание учиться, чаще приглашая в гости школьных друзей, создавая хорошую атмосферу в классе.

Что делать, если ребенок учится хорошо, но не хочет делать уроки, и родителям приходится его заставлять?

Самостоятельность складывается из очень многих разных факторов, и в этой теме можно выделить много разных аспектов, поэтому я расскажу только о некоторых. Основные вещи, которые мы здесь выделяем: «умеет — не умеет» и «хочет — не хочет». Он может уметь, но не хотеть, или очень хотеть, но не уметь, поэтому нам важно, чтобы обе вещи были. Как правило, чем больше ребенок умеет, тем больше ему хочется. Т. е., когда ребенок хорошо овладевает какой-то деятельностью, у него меняется подход, у него взгляд становится хозяйский. У детей, за кого родители больше делают, атрофируется не только желание как-то пошевелиться, но и желание как-то позаботиться о другом. Ребенок, который уже чувствует свои силы, великодушнее и заботливее относится к другим людям, потому что его довели до такого уровня мастерства, когда он чувствует себя сильным. Сильные люди, как правило, более доброжелательные и более заботливые, им легко. Если девочку-подростка мама регулярно зовет с собой на кухню, и сначала девочка смотрит, потом начинает какие-то операции простые делать, потом уже сама все делает, то где-то через полгодика для нее это вообще уже не проблема — приготовить что-то.

А как же ее на кухню привлечь?

Доброжелательной атмосферой, когда нет критики, когда есть веселый, интересный разговор, не обязательно о каше, а о чем-нибудь. И чем больше люди друг с другом что-то делают вместе, тем лучше у них отношения. Поэтому поначалу может быть сопротивление, но если мы не зацикливаемся на том, что ребенка надо заставить, надо в него вбить, а просто привлекаем и даем сначала операции простые, и болтаем о чем-то интересном, это и укрепляет отношения, и делает ребенка более самостоятельным.

Причина того, что ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, может быть в том, что с самого начала родители воспитывали его, не уделяя внимание развитию самостоятельности, т. е. многое делали за него. Если ребенок еще в младших классах и учится хорошо, можно попробовать дать ему возможность получить несколько раз двойки за несделанные уроки, сказать ему: «Хорошо, ты не хочешь, чтобы мы заставляли тебя делать уроки, но тебе же нравится получать пятерки, нравится, что тебя уважают, что ты умный, поэтому, давай, работай ради того, чтобы остаться таким же уважаемым человеком». И на ребенка, если он действительно хорошо учится, одна-две двойки могут оказать очень хорошее отрезвляющее действие. Другое дело, если ребенок учится абы как, то тогда для него двойка будет не новость и вряд ли что-то изменит.

Читайте так же:  Где искать эко-молоко 10 признаков натурального продукта

​​​​​​​Вообще, конечно, все это очень индивидуально. Какой-то ребенок теоретически, может, и сел бы и занимался, но он медленный, он привык с погонялкой все делать, такого ребенка просто ускорять надо. Такой ребенок может и сделал бы все без родителей, но протянул до 9 вечера, а там уже и спать пора, и поэтому родителям приходится заставлять, потому что иначе это все затянется до самой ночи. Такого ребенка надо шевелить, ему надо больше давать физической нагрузки и давать пример, как делать вещи быстро, даже безотносительно к учебе. У наших детей в принципе мало возможности бегать, прыгать, резвиться, и они впадают в такое полусонное состояние. Утром некоторых вообще довозят до школы, потом забирают, все в расслабленном режиме, еду впихнули как-то, потом еще что-то заставляют делать. Жизни маловато. Здорово, если родители могут после школы погулять с этим ребенком, можно и не самим бегать, а чтобы ребенок бегал, а ты по таймеру что-то замерял, например, сколько у него займет пробежать до дерева? Детям интересно следить за собой, за своим прогрессом по таймеру. Можно какие-нибудь шишки кидать — кто дальше, можно придумать что угодно. Больше бодрых игр.

Научить учиться. Как мотивировать ребёнка?
статья

В сложном информационно-насыщенном мире задача учителя — научить ребенка отсеивать, фильтровать информацию, отличать ложь от истины, анализировать, систематизировать, искать, направлять внимание в нужную сторону.

Вложение Размер
Научить учиться. Как мотивировать ребёнка? 17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Научить учиться. Как мотивировать ребёнка?

Сейчас важно понимать, что учеба в современной школе выглядит по-другому, чем 20 лет назад. Обучение — это, по сути, поток нужной и ненужной, полезной и бесполезной информации. В потоке такой разнообразной информации из всевозможных источников ребенку гораздо сложнее выбирать, хотя сам выбор огромен. Так как ребенок имеет реальную возможность выбрать, откуда черпать знания, увы, он часто совершает выбор не в пользу учителя. Учитель на фоне современных технологий выглядит скучным ретроградом, и шансов быть интересным у него все меньше. Наверное, именно поэтому «крутые» столичные школы оснащены мультимедийными досками, смарт-телевизорами и компьютерами. И даже в окружении этих технологий учитель теряет конкурентоспособность. Ведь не секрет, что с ролью накопителя и транслятора информации компьютер и Интернет справляются лучше, и школе надо это принять и перестроить свои кадры на то, чтобы стать скорее путеводителем, гидом, сопровождающим ребенка в мире информации.

В сложном информационно-насыщенном мире задача учителя — научить ребенка отсеивать, фильтровать информацию, отличать ложь от истины, анализировать, систематизировать, искать, направлять внимание в нужную сторону. Иначе «перекормленный» информационным потоком ребенок всегда сыт по горло и познавать новое не хочет, точно так же, как ребенок, наевшийся конфет, не будет кушать суп. И это первая причина отсутствия мотивации к обучению. Сытого ребенка невозможно накормить даже вкусной и полезной пищей.

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Выявить характер мотивации – смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника, самоуважения в деятельности, познавательных мотивов. Внешняя мотивация основана на желании достичь внешних результатов ради вознаграждения или избегания наказания. Создание и поддержание мотивации к учебной деятельности зависит от:

— понимания учащимися необходимости данной информации;

— осознания ими связи между частными учебными задачами и основной;

— понимания предложенного учебного материала;

— положительных эмоций, возникающих от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата .

Решая проблему учебной мотивации нужно применять все факторы, формирующие положительную мотивацию в учебной деятельности у обучающихся. Это и содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективные формы деятельности, оценка результатов учебной деятельности, демократический стиль общения с детьми. Организуя учебную деятельность, нужно стараться создать для обучающихся проблемную ситуацию, вместе с ними поставить цель и определить задачи.

Итак, что же мотивирует ребенка к учебе?

Своевременное начало учебного процесса, согласно физическому и психологическому возрасту.

Адекватная учебная нагрузка и требования к ребенку.

Адекватная оценка его успехов и промахов. Фиксация на успехах.

Обучение ребенка КАК учиться, давая ему правильные схемы и методы получения знаний, соответствие методов его возрасту и потребностям.

Уважение к школе, учителю, учебному процессу.

Своевременное поощрение и похвала в случае удачи, поддержка и помощь при неудаче.

Благоприятная обстановка в семье, единые требования и методы воспитания, доверительная атмосфера в семье.

Контроль и режим дня, приучение к самоконтролю.

Если вы видите в ребенке личность, верите в его силы и поддерживаете в трудные минуты, это всегда принесет свои плоды.

Советы нейропсихолога: как стимулировать ребенка к учебе

Ваш ребенок учится с трудом? Не хочет ходить в школу? Он ленится, и учиться его не заставишь?

Мотивация играет решающую роль при учебе в школе. Ведь, как говорят старые преподаватели, если учитель дает знания на уроке, то это еще не значит, что их берут. Если вы не знаете, как убедить ребенка начать учиться, самое время прислушаться к советам детского нейропсихолога.

Учитывайте возраст ребенка

1. Миллион «почему», или 3-5 лет

Осваивать новые знания дети начинают еще в детском саду. «Почемучек» 3-5 лет интересует каждая мелочь, которую он видит, а потому заставлять его учиться вам не придется. Здесь важно набраться терпения и пытаться удовлетворить любопытство малыша простыми и доступными для его понимания объяснения. Ни в коем случае не игнорируйте и не отвечайте с раздражением в голосе, иначе вы отобьете охоту к учебе и заложите негативный опыт приобретения знаний.

Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!

2. Западня для дошколят, или 5-6 лет

В этом возрасте дети активно готовятся к поступлению в первый класс. Частая ошибка родителей – начинать учить малыша арифметике, письму, чтению, совершенно не принимая во внимание степень зрелости его аналитического мышления и используя сомнительные методики. Из-за высокой перегрузки затормаживается развитие зрительно-моторной координации, ухудшаются способности к концентрации внимания и саморегуляции поведения. В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками.

Читайте так же:  Несколько правил достатка, или какой кошелек выбрать

Дошколята хотят не столько узнать что-то новое, сколько почувствовать себя успешными, знающими. Если поставить малыша в положение неуспеха, постоянно показывать, что ему далеко до идеала, предъявлять завышенные требования, об учебной мотивации можно забыть. Низкая самооценка, боязнь провала, отсутствие веры в себя, просто не дадут ребенку успешно учиться.

3. Школа начинается, или 7-10 лет

Во время школьных уроков дети постоянно оказываются в ситуациях «не знаю» и «не умею», а потому умение справляться с учебными трудностями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Овладение этим умением становится основной задачей в начальной школе.

Как вы можете помочь ребенку? Во-первых, организуйте школьнику удобное рабочее место, где его ничего не будет отвлекать. Во-вторых, оказывайте ему помощь: напомните, что надо сесть за уроки, найдите справочную литературу, разберите вместе условия задачи или подскажите, как нарисовать схему… Это не значит, что вы выполняете за учителя его работу, вы помогаете самостоятельно применять новые знания, поскольку ребенку трудно и даже немного страшно. В-третьих, поддерживайте малыша, замечайте его маленькие успехи, не скупитесь на похвалу. Одно ласковое слово мотивирует намного эффективнее, чем тысячи упреков, угроз и запретов.

Восемь важных советов родителям нерадивых учеников

1. Ставьте реальные цели и конкретные задачи

Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Согласитесь, цель «выучить английский за лето» выглядит расплывчатой и несколько пугающей. Ребенок начнет искать предлоги увильнуть, а от конкретики отказаться уже сложнее. Например, если вы предложите в каждый день летних каникул выполнять несколько упражнений и учить по 5-10 новых слов, эта задача воспринимается ребенком как посильная и необременительная. Он сядет за книги, куда с большим желанием, чем если бы вы его заставили угрозой: «Пока не выучишь двадцать страниц из Бонка, гулять не пойдешь». Разбивайте сложные задачи на много маленьких, и двигайтесь от простого к сложному, вознаграждая ребенка за успешное выполнение каждого этапа.

2. Правильно относитесь к оценкам

Двойка, тройка, четверка и пятерка показывают лишь то, как ребенок справился с конкретным заданием, усвоил или не усвоил тему, но ни в коем случае не характеризуют его как личность. Ориентируйте малыша на индивидуальные достижения, чтобы завтрашняя работа стала лучше, чем та, которую он выполнил вчера. Акцентируйте внимание ребенка на его успехах, на том, чему он успел научиться, помогайте применять новые умения в повседневной жизни, создавайте ситуации, где ребенок снова ощутит себя успешным и знающим.

3. Вспомните, зачем нужно учиться

Вопрос «А зачем нам это нужно?» можно часто услышать от школьников любого возраста. Но если старшеклассники нацелены на поступление, то ребята помладше иногда искренне не понимают, зачем им эта литература или биология. Составьте вместе с ребенком максимально длинный список причин, почему нужно ходить в школу и внимательно слушать учителя.

4. Дайте ощутить ответственность за свою учебу

Постепенно внушите ребенку, что он должен сам отвечать за полученные отметки и качество своих знаний. Не берите под свой тотальный контроль выполнение домашнего задания, не паникуйте из-за внезапных провалов и не спешите выяснять отношения со «злым» учителем. Дайте ребенку понять, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь, но рассчитывать он должен, прежде всего, только на свои силы. Гордость за свою самостоятельность и успех помогут ему двигаться дальше.

5. Идите за интересами ребенка

Распространенная ошибка – заставлять малыша ходить во все кружки подряд, даже если к некоторым из них у него не лежит душа. Не ругайте его, если вчера он еще ходил в художественную школу, а сегодня решил заняться музыкой. Ребенку нравится пробовать новые занятия и искать себя. Наоборот, покажите ему разные интересные занятия, ходите вместе на мастер-классы, научные квесты, фильмы, подкладывайте книги, которые могут его увлечь. Недовольство частой сменой интересов иногда обусловлено довольно высокой ценой необходимого инвентаря: но опять же никто не заставляет вас сразу покупать бас-гитару, когда можно одолжить обычную акустическую у друзей.

6. Отложите кнут, достаньте пряник

Дети довольно вяло реагируют на наказания, ведь они ожидают подобную реакцию родителей на очередную двойку. Конечно, вы должны показать, что плохое поведение или неудовлетворительная оценка вас огорчают, но перегибать палку тоже не нужно. Старайтесь больше хвалить ребенка за любые хорошие результаты. Что это такое? Разносторонние интересы, отсутствие опозданий, примерное поведение, участие в школьных мероприятиях, посещение факультативов. В этом случае учебные обязанности станут ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями: радостью, успешностью, комфортом. Он начнет с удовольствием ходить в школу, ведь его мозг уже сам научится радоваться новым достижениям.

7. Научите видеть позитив в заданных уроках

Покажите наглядно, как сделать скучный предмет захватывающим. Например, необходимо составить доклад по литературе или музыке – помогите найти ребенку, интересную тему, например, история Гарри Поттера или рок-музыки. Не дается геометрия? Зато она изучает красивые фигуры. Плохо запоминаются даты важных сражений? Зато учебник истории похож на захватывающий роман или давай представим, что мы участники этих событий. Ищете больше позитивных моментов, а там подключатся и память, и мышление, и воображение.

8. Научите ребенка любить себя

Видео (кликните для воспроизведения).

Введите систему поощрений, приучите ребенка хвалить себя за победы любого масштаба и каждое выполненное дело. Причем награда может выражаться и в обычной словесной похвале, друзей, одноклассников, уважении учителя. Наш мозг устроен так, что если за какие-то действия мы получили поощрение, потом для выполнения этих же или подобных действий автоматически выделяется больше энергии и гормонов счастья, даже если это дело только предстоит сделать!

Как мотивировать ребенка учиться
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here