Как научиться запрещать, не запрещая

Важное на тему: как научиться запрещать, не запрещая с полным описанием и комментариями специалистов.

6 советов о том, как правильно запрещать

11556 —>

Можно ли съесть пять конфет разом, не пора ли уже выключить планшет, позволительно ли прогуливать уроки, зачем убираться в комнате — вся эта нудная ерунда вызывает ежедневные споры и стычки. Причём найти баланс никогда не получается: чувствуешь себя то диктатором-истеричкой, то, наоборот, страдальцем, которого никто не слушает. Ольга Уткина рассказывает, как правильно запрещать, не впадая в крайности.

Выстроить правильную линию поведения в смысле запретов сложно. С одной стороны, все вокруг твердят о важности самостоятельных решений, о том, что столько великих людей в школе были троечниками, и что ребёнок должен сам выбирать, чем ему интересоваться. А с другой, вдруг — бац! — и ребёнок выбирает не танцы и математику, а Майнкрафт и Иван Гая (господи, как он склоняется, интересно?).

Да, любой детский психолог объяснит про границы и про то, как правильно их ставить: мол, мягко, но настойчиво объясните ребёнку, что он должен выключить мультфильм (причём, когда ему этого захочется, без нажима) и пойти сделать уроки. Взрослый не должен кричать, визжать и шантажировать, и тогда ребёнок непременно послушается, ведь границы и авторитетный взрослый ему необходимы. На деле же вот ты говоришь, мягко, да: «Пожалуйста, отложи айпад и подмети пол у себя в комнате». И начинается: «Ну ещё 20 минут, ну хотя бы пять? Ну почему ты такая гадкая! Я не хочу убираться! ААААА». Или: «Давай мы не будем съедать всю коробку конфет разом?». А дальше каждые пять минут: «Ну можно ещё одну последнюю и всё? Почему нельзя? Ты никогда мне ничего не даёшь, ты злая! АААА». Любые подобные переговоры очень часто превращаются в долгий спор, который только портит отношения. Чтобы количество этих споров сократить, я выделила шесть линий поведения, которые позволяют успокоиться и решить вопрос без скандала.

1. Подождать

Сейчас моей старшей дочери Кире восемь. Ещё год назад она никак не хотела покупать кроссовки на шнурках, потому что ей было лень их завязывать. Ещё она не хотела мыть голову, принимать душ, относить одежду в стирку и чистить зубы, причёсывание было пыткой. Всё это делалось после адских споров, мучений и криков. Буквально пару месяцев назад её вдруг прорвало: она принимает душ по два раза в день, сама моет голову, тщательно по три-четыре минуты чистит зубы, отлично расчёсывает волосы. Недавно мы зашли в магазин обуви, и вдруг она подошла к полке с кедами на шнурках и выбрала себе пару. Завязывать научилась тем же вечером: сама попросила показать ей, час пыхтела, тренируясь, и сейчас уже не просит помощи, а прекрасно завязывает сама. Да, я точно помню, что лично меня бабушка научила завязывать шнурки ещё в четыре года, и, наверное, я могла бы надавить на самолюбие дочери и заставить её сделать это ещё пару лет назад. Но был бы бой и скандал. А тут подошёл момент — и всё, она сама захотела, пошла и сделала.

2. Обнулить опыт

В августе мы на целый месяц всей семьёй поехали в отпуск. И я решила не брать в дорогу айпад. Мне показалось, что дочь многовато сидит в интернете и нужно устроить перерыв. Взяла с собой фломастеры, наклейки, скачала несколько фильмов и аудиокниг, взяла настольные игры. В итоге мы провели две недели в глуши и ещё две недели в ещё большей глуши, и прекрасно обошлись без айпада. Играли, рисовали, читали и слушали книги. Вместе посмотрели сериал «The Stranger Things». А когда вернулись домой, я чётко и спокойно (как и подобает авторитетному взрослому, выставляющему границы, ха) сказала: «Ты можешь сидеть в айпаде ровно два часа в день. Без „ой ещё три минутки“».

Поскольку айпадомания за месяц отпуска обнулилась и зависимость ослабла, дочери стало гораздо проще принять это ограничение

Теперь она сама говорит: «У меня закончился час — остался ещё один, я приберегу его на вечер, а пока пойду порисую». Подобную историю описывал в книге «Не упускайте своих детей» Гордон Ньюфелд: там речь шла не об айпаде, а о подростках, потерявших связь с родителями и погрузившихся в мир сверстников. В итоге родитель решает поехать вместе с детьми в поход, чтобы побыть вместе, вспомнить общие интересы и восстановить отношения. И это работает!

3. Не врать

Раньше в ответ на постоянные «купи-купи» я отвечала: «Денег с собой нет». А недавно подумала: а зачем врать своему ребёнку? И честно сказала: «Я не хочу сейчас покупать тебе эти наклейки». — «Почему?» — «Потому, что мне нужно заплатить ещё за твои занятия и купить тебе новые кроссовки, а на подобные мелочи незаметно уходит немало денег. Но если ты очень хочешь, ты можешь купить себе эти наклейки — на свои карманные деньги». И вот уже сразу два вопросы решены: ребёнок успокоился, так как ему не просто отказали в стиле «нет, и всё, почему — не твоё дело», а объяснили причину, и ребёнок учится сам принимать решения.

4. Убрать соблазн из поля зрения

Да, я слышала, что есть дети, которые могут отрезать один кусочек торта, закрыть коробку и убрать её в холодильник. Или такие, кому однажды дали наесться сладкого до отвала, и теперь они на него не смотрят. Моя дочь не такая. Если она видит торт — она не успокоится, пока не доест его до конца, коробка конфет будет прикончена за один вечер, пачка печенья за час. Споры-уговоры «ещё одну и всё» не работают. Она будет просить и просить, пока мы обе не начнём валяться в рыданиях.

Я решила не покупать больше сладкого домой. Никогда. Дома нет сладкого

В гостях — пожалуйста, на улице — иногда можно купить, но невозможно каждый день съедать по целой шоколадке, выпивать литр сока или опрокидывать в рот коробку жвачки целиком. В итоге нет сладкого — нет споров. Иногда это единственный выход. Причём тут работает именно честность. К примеру, у меня была мысль поступить и с айпадом подобным образом: я могла бы сказать «ой, он сломался». Но тогда мне пришлось бы соврать, а врать я не хочу. Про сладкое же я честно говорю: мы не покупаем его потому, что вы съедите всё сразу, а это очень вредно.

5. Перестать чувствовать себя виноватым

Моя старшая дочь не умеет и не любит убираться. Недавно муж в шутку предложил ей вымыть пол — она от ужаса начала рыдать. Отнести тарелку в мойку (о том, чтоб вымыть, я молчу), положить одежду не на пол, а в бак для белья, подмести комнату, разобрать стол — всё это ужасно, тяжело и отвратительно. При этом младшая, которой ещё нет и двух лет, всегда, доев мороженое, бежит выкидывать обёртку в ведро, вечером по мере сил кладёт игрушки на место и охотно возится с щёткой, ведром и тряпкой. Тут — ясное дело — мой родительский просчёт. Во-первых, я слишком часто говорила старшей «уйди, я сама» (каюсь, но что теперь поделаешь — время ушло), во-вторых, я постоянно чувствовала себя плохой и виноватой матерью, и мне казалось, если я попрошу её отнести тарелку в мойку или поднять фантики с пола, то стану и вовсе монстром, принуждающим ребёнка к тяжёлому домашнему труду. Нет, со мной должно быть весело — прогулки, кафе, карусели, кино, ведь я и так уделяю дочери слишком мало внимания. Никакой швабры. В итоге к восьми годам она всерьёз считает, что домашние дела — это для взрослых, и что уборка — это ад и наказание.

Читайте так же:  18 причин не выбрасывать старый свитер уютные поделки своими руками

Единственное, что работает — личный пример и командная работа. Убираемся вместе — я держу совок, она щётку

Я подметаю левую половину комнаты — она правую. Я мою посуду — она собирает тарелки со стола. Если бы я с самого начала не считала себя бесконечно виноватой и не думала, что, выдав дочери не только права, но и обязанности, непременно вызову горе и гнев, сейчас мне не пришлось бы с таким трудом исправлять ситуацию.

6. Прояснить интересы ребёнка

Да, сейчас, спустя три года, Кира читает, пишет и считает не хуже своих одноклассников. Но я не вижу, чтобы она всерьёз хотела выполнять домашние задания и учиться по школьной программе глубже и больше, чем того требует их свободный график. Муж считает, что подобная система обучения ей просто не годится, и нам нужно перевести её в школу с обычными требованиями, иначе «она ничем не интересуется».

Мне же кажется, что «интересоваться» — это не значит непременно ходить на танцы, уроки фортепиано или спортивные занятия

К примеру, я вижу, что Кире очень интересна музыка. После просмотра сериала «The Stranger Things» она попросила скачать саундтрек и подробнейшим образом расспросила про каждую группу и каждую песню. Нашла и прослушала в ютьюбе остальные песни этих групп. Выяснила биографию солиста The Clash и артиста Пола Лекакиса. Да, это никак не связано со школьной программой, но это же интерес? На днях она пять раз кряду прослушала «Робинзона Крузо» и подробнейшим образом расспрашивала меня, как вялить изюм и обжигать глину. Вот что в таком случае делать? Перестать нудеть с этими чёртовыми заданиями, больше прислушиваться к интересам ребёнка и стараться отвечать на его вопросы? Или одно не отменяет другого? Я пока не могу принять чёткого решения.

Как запретить приближаться к ребенку

Запрет на приближение к человеку в России

Возможные последствия нанесения оскорблений и угроз Имеет значение, какого рода эти оскорбления или угрозы. От степени их серьезности напрямую зависит, какие будут назначены судом ограничительные меры и на какой срок. Кстати, очень часто эти правонарушения фиксируются одновременно.

Есть три пути решения проблемы, если договориться с обидчиком не удается.

Как доказать, что вам угрожают, что вас оскорбляют?

представить вещественные доказательства (видео-, звукозаписи); задействовать свидетелей; подтвердить факт обращения в полицию.

Как защитить детей в интернете

О том, какие необходимо предпринять меры, чтобы уберечь детей от опасного контента.

Директор учебного центра компании SearchInform, руководитель направления по работе с вузами, автор ряда материалов по информационной безопасности для программы модернизации высшего образования в Евросоюзе (TEMPUS). Желание защитить своего ребёнка от любой опасности естественно и понятно. «Не разговаривай с незнакомцами», «не открывай дверь никому, кроме нас», «гуляй так, чтобы я тебя видела» — всё это говорили и нам, а теперь мы повторяем эти фразы своим детям.

Принцип их работы прост: если не разрешено, значит, запрещено. С таких устройств ребёнок может позвонить только на номера из белого списка.

Статья 165

1. Запрет на приближение состоит в ограничении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого разыскивать, преследовать, посещать, вести телефонные переговоры и общаться иными способами с потерпевшим и иными лицами, участвующими в деле, в целях их защиты. Запрет на приближение санкционируется следственным судьей либо применяется судом.

К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающие необходимость применения запрета на приближение.

Как защитить детей в интернете

О том, какие необходимо предпринять меры, чтобы уберечь детей от опасного контента.

Директор учебного центра компании SearchInform, руководитель направления по работе с вузами, автор ряда материалов по информационной безопасности для программы модернизации высшего образования в Евросоюзе (TEMPUS). Желание защитить своего ребёнка от любой опасности естественно и понятно.

«Не разговаривай с незнакомцами», «не открывай дверь никому, кроме нас», «гуляй так, чтобы я тебя видела» — всё это говорили и нам, а теперь мы повторяем эти фразы своим детям.

Как научить ребенка слову нельзя

Настолько сложный, что буквально десятилетие назад детские психологи всего мира все еще ломали копья, доказывая друг другу свою правоту.

Запреты типа «нельзя, и точка», «потому что я сказала», «нельзя значит нельзя» для него так же непонятны, как и запреты совсем без объяснений.

«Не вертись за столом». Нельзя вертеться вообще, или только в этот конкретный миг?

А через минуту уже можно? А почему нельзя?

Постарайтесь ответить на вопрос как можно конкретней и понятней именно для сознания ребенка.

Как научиться искусству запрещать ребенку, не запрещая?

если что-то запрещаете — объясняйте причину Бывают ситуации, когда не получается исключить запрет на какое-то действие. Что делать тогда? На этот счёт лучше воспользоваться некоторыми правилами, изложенными ниже.

Как запретить приближаться к ребенку

А нужны ли вообще ребенку запреты?

Содержание статьи: Безусловно, определенные рамки и границы ребенку нужны. Но постоянное «нельзя», которое чадо слышит от нас, уставших, нервных и вечно занятых — это формирование комплексов и зажатости, появление страхов и чувства вины, дефицит новых знаний и пр.

То есть, запреты должны быть правильными! При постоянном употреблении родителями частицы «не» или слова «нельзя» происходит привыкание ребенка к запретам. Автоматическое. То есть, со временем реакция на запреты станет совершенно другой — ребенок просто перестанет на них реагировать.

Если вторые и третьи мамы определяют, исходя из ситуации, то абсолютные запреты можно выделить в определенный список.

Чтобы запрет был ребенком усвоен и не встретил отпора, обиды, протеста, следует усвоить ряд правил запретов: А еще помните: вы — мама, а не диктатор.

Работа с Родительскими запретами

Ребенок воспринимает мир по-особому и то, что с родительской точки зрения выглядит как предостережение от какого-нибудь поступка или просто эмоциональная реакция, ребенок воспринимает как прямое указание к действию.

Читайте так же:  Дружба между мужчиной и женщиной существует до определенного момента…

Такому человеку сложно думать.

Он реально не уверен, что способен подумать что-то стоящее. Часто говорят «не знаю» и «как вы думаете», переваливают все важные решения на чужие плечи.

Разрешение – «Думай! Будь любопытным!

Анализируй! Познавай! Принимай решения!» Человек с таким запретом обычно подозрителен, недоверчив. Он часто одинок, ему трудно дружить.

Характерны проблемы в личной жизни и интимной сфере. Часто развивается тревога и депрессия.

Разрешение – «Будь близким! Доверяй! Люби и заботься!» Понятно, что для людей с таким запретом типичны проблемы с физическим и психическим здоровьем.

Как сделать запрет о приближении к ребенку для моего бывшего сожителя?

бывший сожитель угрожает мне что украдет нашу общую дочь, в документах у нее везде прочерк в графе отца, никаких прав у него нет, как можно сделать запрет на него УК РФ Статья 126. Похищение человека наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок. 2. То же деяние, совершенное:.

д) в отношении заведомо несовершеннолетнего; наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Здравствуйте. Он может установить через суд факт отцовства Согласно СК РФ, право каждого малыша — знать своих маму и папу и быть защищенным в своих интересах/правах (прим.

— ст.54-56 СК), иметь не только фамилию с именем, но и отчество (прим.

— ст.60 СК), а также получать содержание от обоих родителей (прим.

О вреде слова «Нельзя» или Как правильно запрещать ребенку?

В этой статье я хотела бы поговорить на очень серьезную тему – стоит ли запрещать ребенку и если да, то как это делать? Ибо от того, как и в каких количествах вы будете говорить своему ребенку «нет» будет во многом зависеть ваша модель воспитания.

Прежде чем понять, что и в каком объеме вы собираетесь запрещать своему ребенку, задайте себе один вопрос: «Какого человека вы хотите вырастить? Свободного, способного самостоятельно принимать решения, или удобного для окружающих, закомплексованного, постоянно испытывающего чувство вины?»

Безусловно, человека второго типа удобнее воспитывать. Он меньше сопротивляется вашим требованиям, меньше выказывает свою волю, с меньшей вероятностью он влезет куда-то без вашего на то разрешения. Но! Наивно полагать, что детство пройдет, ребенок вылетит из под вашего крыла, и сразу изменится. Нет, такой человек всю жизнь так и будет бояться отстаивать свои интересы, он с трудом будет сам принимать решения, т.к. привык, что вы всегда говорили ему, что ему стоит делать, а что нет.

Итак, если вам больше нравится удобный ребенок, вы можете кричать ему «Нельзя!» к чему бы он ни прикоснулся, бить его по рукам без четкого объяснения причин, ну и все в таком духе. Ну а если вы все-таки хотите вырастить свободного и думающего человека… нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что такому ребенку должно быть все дозволено, запреты обязательно должны быть. Но какие именно и в каких количествах? Об этом читайте в статье!

Слово «нельзя» ребенок начинает понимать где-то в возрасте 6-8 месяцев . И как раз в это время вам впервые приходится столкнуться с необходимостью что-то запретить ребенку. В это время малыш уже начинает самостоятельно передвигаться в пространстве, его интересует все больше окружающих вещей, и тотально контролировать его действия, как это было раньше, у вас уже не получится. Начиная с этого возраста, хотите в этого или нет, вам придется иметь дело со словами с запретами.

Поэтому рассмотрим подробнее, как сказать ребенку « нет » и какие правила при этом нужно знать . Эти правила не теряют своей актуальности и в год, и в 2 года, и в 3 …

1. Запрещайте как можно реже!

Прежде, чем что-то запрещать ребенку, подумайте, а действительно ли это нельзя? Случится ли что-то страшное, если ребенок наступит в грязь или поднимет с земли выброшенный фантик? Ведь не так трудно постирать одежду ребенка или лишний раз протереть ему руки влажной салфеткой, стоят ли эти хлопоты того, чтобы запретить ребенку исследовать окружающий мир!

Под словом «нельзя» должны находиться только самые строгие запреты. Строгие запреты в основном могут быть связаны с вопросами безопасности (не совать пальцы в розетку), но могут быть связаны и с чем-то другим, например, с чем-то особенно ценным для вас.

Организуйте вашу семейную жизнь, так чтобы запрещать приходилось очень редко. Если ребенку еще нет 1-1,5 лет, просто уберите из зоны досягаемости ребенка все опасные и особо ценные предметы. Никакой бытовой химии и дорогой посуды в нижних шкафчиках, никаких острых предметов по близости, желательно, безопасные розетки. Так, чтобы вы точно знали, если ребенок будет передвигаться по комнате самостоятельно, ничего страшного не произойдет.

Если же ребенок уже постарше, то здесь задача будет потруднее. Нужно учиться идти на компромиссы со своим ребенком. Если ваше чадо хочет исследовать камешки и бумажные фантики – берите на прогулку влажные салфетки. Хочет исследовать грязное ведро для мытья пола – налейте и поставьте рядом чистое ведерко специально для малыша. Используйте также ограничительные условия. Например, на требование ребенка немедленно поиграть с ним не говорите «Нет», скажите «Я закончу свои дела через 15 минут, подожди, и мы с тобой поиграем» (только обязательно исполните свое обещание).

Видео (кликните для воспроизведения).

Почаще вместо «Что ты делаешь? Нельзя!» задавайте вопрос «Что ты хочешь?». По своей дочери я убедилась, что этот вопрос очень действенный. Стоит только его задать в ответ на капризы дочери, она сразу как бы приостанавливается и задумывается («И чего я в самом деле хочу?») Считаю, что этот вопрос очень хорошо помогает ребенку лучше понять себя. Этим вопросом вы завязываете с ребенком спокойную беседу, в которой потихоньку начинаете объяснять причину ограничений, рассказываете, что всем нам приходится согласовывать свои действия с желаниями окружающих.

Помните, чем реже вы будете говорить «Нет! Нельзя!», тем больше ребенок будет прислушиваться к этим словам.

2. Позиция родителей относительно запретов должна быть одинаковой

Избегайте ситуации, когда «плохой» папа запрещает, а «добрая» мама разрешает, или наоборот. Поначалу это только сбивает ребенка с толку, но вскоре ему становится ясно, что ваш запрет не является непререкаемым, и прислушиваться к нему тоже необязательно.

3. Не отменяйте запрет только потому, что ребенок плачет или кричит

Конечно, это нелегко. Стоит только ребенку заплакать, хочется сразу все ему разрешить, лишь бы он только успокоился. Но если уж вы решили в чем-то отказать (а как я уже писала, нужно это делать обдуманно и не слишком часто), то стойте на своем до конца.

Читайте так же:  Самые остромодные аксессуары лета 10 непременных атрибутов стиля

4. Выберите правильный тон

Некоторые родители, боясь показаться «плохим» папой или «злой» мамой, говорят «нельзя» заискивающим, извиняющимся тоном. Другие же наоборот кричат на ребенка истошным голосом. Конечно, оба эти варианта крайне неправильны. Слова запрета нужно произносить четко, твердо и однозначно. Голос должен быть спокойный и, если того требуют обстоятельства, строгий. Желательно при этом смотреть ребенку в глаза. Чтобы ребенок поверил вам и прислушался, вы должны сами себе поверить, не должно быть ни сомнения, ни истерики в ваших словах.

5. Не приучайте ребенка ориентироваться на мнение чужих людей

Чем старше становится ребенок, тем больше появляется запретов, связанных с общественным мнением «Не плачь, а то дядя подумает, какая ты капризная девочка», «Не кричи громко, а то нас отсюда выгонят!» Мы часто не придаем значения этим фразам, но на самом деле, благодаря ним, ребенок очень быстро привыкает ориентироваться на внешний мир, на внешние оценки людей, начинает придавать большую важность этим оценкам.

Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме. Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться.

Объясните лучше как-то по-другому причину «Не кричи, а то ты мешаешь доктору лечить других деток» (в очереди в поликлинике) или «Не делай так, это меня расстраивает (утомляет)». Это не сделает ребенка столь зависимым от того, что подумают люди. А это очень важно для счастливой жизни маленького человека.

Что запрещать?

Вам, как родителям, нужно сесть и подумать, что вашему ребенку будет категорически запрещено, что иногда можно разрешить, и что позволено всегда. У нас, например, под строгим запретом в основном находятся ситуации, которые представляют опасность (никогда нельзя выходить на дорогу без родителей, нельзя играть с дверной ручкой в автомобиле во время езды), но и не только (нельзя драться). Среди ограничений, которые могут иногда отменяться, у нас в основном режимные моменты (иногда можно лечь спать попозже или посмотреть мультики чуть больше отведенного времени). Всегда же разрешено дочке выбирать, во что мы будем играть, куда пойдем гулять и т.д.

Зачем же все-таки нужны запреты и правила?

Итак, не должно быть много «нельзя», но и совсем без них тоже никак! И не только потому, что при отсутствии ограничений ребенок вырастет эгоистом, а в первую очередь потому что дети, сами того не подозревая, сильно нуждаются в четкой структуре во всем. Вводя в жизнь ребенка определенные правила и запреты , родители тем самым делают мир более понятным и предсказуемым, а значит – безопасным.

Для спокойного и гармоничного развития ребенку необходима уверенность во внешнем мире. А чтобы быть уверенным во внешнем мире, ребенку нужно знать, что окружающий мир стабилен, что в нем есть четкие правила, которые действуют одинаково и сегодня и завтра. Так, например, ребенок должен знать, что конфеты можно есть только после того, как пообедаешь, а после соблюдения вечернего ритуала (чтение книжек, чистка зубов и т.д.) уже больше ничего не последует, только сон. Конкретные правила, которые в первую очередь будут соблюдать и сами родители, ребенку просто необходимы, только их количество должно быть разумным! По той же причине ребенок нуждается в своей собственной комнате и кроватке, в режиме дня, т.к. это тоже дает ему ощущение стабильности.

Как справляться с негативной реакцией ребенка на запреты

Важно помнить, что в ответ на ваш запрет ребенок, скорее всего, заплачет или даже обидится. Отказывая малышу в чем-то, вы должны быть готовы к этим чувствам. Старайтесь не оставлять ребенка один на один со своей обидой. Если малыш еще совсем маленький (до 1-1,5 лет), то его, скорее всего, будет довольно легко отвлечь чем-то.

К году дети становятся более упрямыми и непослушными, отвлечь их уже не так просто. И здесь уже нужно учиться договариваться с ребенком. Во-первых , всегда нужно обосновывать, почему вы вводите то или иное ограничение. «Не нужно драться! Это больно!», «Я не могу сейчас с тобой поиграть, я должна приготовить ужин, скоро придет папа». Обоснование должно быть таким, чтобы вы сами чувствовали его значимость. В таком случае жизненные наблюдения обязательно подтвердят ребенку правдивость ваших слов. А абстрактные призывы типа «Хорошие девочки так не делают!» останутся для ребенка пустым звуком.

Во-вторых , обязательно постарайтесь предложить ребенку такую же интересную альтернативу. С ребенком можно и нужно договариваться. Это поможет ему в дальнейшем. Став постарше, он всегда будет стремиться договариваться с окружающими. К тому же он будет понимать: в этом мире нет безвыходных ситуаций, всегда есть достойная альтернатива, стоит только немного подумать.

Из личного опыта

В воспитании своей дочери я с самого начала решила минимизировать употребление слов «нет» и «нельзя». И, я считаю, именно благодаря этому примерно до 1 года 2 месяцев мы с Таисией практически не знали проблем в общении. В тех редких случаях, когда я что-то ей запрещала, она ко мне прислушивалась. Крайне редко случалось, чтобы она возмущалась или устраивала небольшой скандал. Иногда даже было так: Тая протягивала руку к чему-то запретному и смотрела на меня вопросительным взглядом, на что я говорила ей «Нельзя, ты же знаешь», и она, убедившись в том, что ничего не изменилось, спокойно отступала.

Но в 1 год 2 месяца все поменялось. В этом возрасте дочь начала нам закатывать настоящие истерики с требованиями получить желаемое. Ее возмущение стало гораздо более ощутимо и долговременно, отвлечь ее стало практически невозможно. Например, дочь почему-то стала наотрез отказываться сидеть в автокресле. Ничего не поделаешь, приходилось стоять на своем, объяснять, договариваться. Зачастую приходилось какое-то время переждать море слез, и только потом объяснять и успокаивать, ибо в самые первые минуты после озвучивания ограничения, дочь просто не хотела ничего слышать.

Вообще о том, как эффективно справляться с детскими истериками я напишу подробнее в отдельной статье. Чтобы не пропустить статью, не забудьте подписаться на обновления блога . Читайте также:

Как пишется — не запрещено или незапрещено? Слитно или раздельно? Почему?

Русский язык. Правила русского языка. Правописание.

Как правильно пишется слово — «не запрещено» или «незапрещено­»?

Слитно или раздельно? Почему? Составьте пример предложения

Чтобы ответить на этот вопрос, определим к какой же части речи относится слово «не запрещено». Задав вопрос «Что сделано?», мы видим перед собой краткое причастие. А если вспомнить правила русского языка, то краткие причастия следует писать раздельно с «не».

Выгуливать во дворе собак с намордником не запрещено.

Курить на открытых проветриваемых площадках не запрещено.

КАК МОЖНО ЗАПРЕТИТЬ, НЕ ЗАПРЕЩАЯ

Вообще-то слово «нет», как и частичка «не», очень коварно, но обладает одним странным свойством. Это слово или пролетает мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше «не» как прямой приказ — и НЕ делает того, о чём просит взрослый.

Читайте так же:  Опасный враг, или как бороться с бессонницей

Например, посылаете вы своё прекрасное чадо в магазин за молоком и, вспомнив, добавляете: «Не забудь купить ещё сметаны». Скорее всего, про сметану наследник забудет. Но он не виноват! Это вы должны были сказать иначе: «Купи ещё сметаны».

Дети вообще часто слышат не то, что мы имеем в виду. И в первую очередь это относится к негативным высказываниям. Их-то наша психика воспринимает в штыки. Иногда достаточно изменить построение фразы — и исчезает масса недоразумений и неприятностей, связанных с забыванием и непослушанием.

Ну а для наглядности здесь приведена таблица (фото №2) Высказывания в ней расположены по мере роста детей (и возникающих проблем) — от обращения к малышам до обращения к подросткам.

——Практикум. Игра «День без запретов»

Поиграйте! Объявите в своём доме «День без запретов».

Да-да, попробуйте как-нибудь обходиться весь день без запретительных акций! (То есть за целый день вы не должны ни разу произнести «нет», «нельзя», «не…» и другие запретительные слова.)

Вы, конечно, скажете, что это нереально — за целый день не сделать ни одного замечания. И будете правы. Потому что частенько мы на самом деле не можем обойтись без запретов. Малыш балансирует на краю дивана, первоклашка после уроков идёт не домой, а на ледяную горку, да мало ли что ещё. Действительно, бывают ситуации, когда вмешаться, остановить ребёнка, сделать ему замечание просто необходимо. Необходимо? Ну и делайте на здоровье. Но только соблюдайте правила игры:

* Делать замечание (останавливать, запрещать) можно только в самом крайнем случае.

* Замечание можно делать только в позитивной форме. Например:

Малыш лезет на подоконник. Вы не кричите ему «нельзя!», а подбегаете, хватаете на руки и всем своим видом показываете, как это страшно, как вы испугались. Малыши всё срисовывают с родителей. И ваш испуг проймёт его гораздо больше, чем прямой запрет.

Ваш первоклашка вместо обычных пятнадцати минут добирается домой со школы часа полтора? Вы можете сказать: «Почему ты не пришёл вовремя?» (Но такая фраза — не по правилам игры!) Поэтому говорите примерно так: «Сейчас два часа, где же ты был?» или «Когда задерживаешься — обязательно звони». Вот вы и замечание сделали, и правил игры не нарушили. Кстати, от соблюдения игровых правил есть ещё одна польза. Первый вариант (замечание с «не…») звучит как упрёк и вызывает внутренний протест у ребёнка, в лучшем случае от такого замечания ему станет стыдно — и только; в другом (без «не…») акцент делается не на упрёк, а на то, как ребёнку надо поступать, чтобы им были довольны. Вы даёте ребёнку направление, ориентир. А это очень важно: ведь на самом деле детям нравится быть хорошими. Даже если вслух они об этом не говорят.

Если вы чувствуете, что «День без запретов» вам не потянуть, начните с другого, облегчённого варианта. Можете для начала играть в «Час без запретов», а потом, день за днём, постепенно увеличивать время. Примерно через месяц привычка твердить «нельзя» и другие вредные «не» обязательно уйдёт, потому что появится новая: делать любое замечание только в позитивной форме.

Со старшими детками, школьниками, игра в одни ворота не очень эффективна. Зато с ними можно поиграть в очень увлекательную игру под названием «Да и нет не говорить, в черном-белом не ходить». Кстати, такая забава поможет вывести подростков из меланхолии, в которую они так часто погружаются.

Подловив момент, когда ваше чудо пребывает в добродушном настроении, предложите ему поиграть. Условия игры простые: весь день не говорить слов «чёрное», «белое», «да» и «нет». Кто скажет — с того штраф. После этого вы ставите на видное место ёмкость для штрафов и — продолжайте жить так же, как всегда. Впрочем, «как всегда» у вас не получится, потому что жить в этот игровой день будет гораздо веселее. Запретные слова слишком популярны, они сами собой выскакивают то у одного, то у другого игрока, что каждый раз вызывает радостные комментарии и приступы смеха, причем, чем дальше идёт игра — тем веселее. А смех — это прекрасное раскрепощение! Ну нельзя же одновременно дуться и смеяться, так что волей-неволей напряжение («напряг», как говорят наши детки) уменьшится, а договориться и мирно обсудить насущные проблемы вам станет гораздо проще.

Если хотите — присуждайте штрафные баллы за промахи и оговорки. Придумайте любой штраф (подтянуться на перекладине, выпить чашечку воды, прокричать «иго-го!» — что угодно); единственное условие: штраф не должен быть обидным. Штрафные очки можно отрабатывать сразу, а можно складывать (например, фишки, фантики разного цвета). Подойдёт даже простая баночка-корзиночка, причём одна на двоих (мол, свои люди, сочтёмся); туда вы бросаете что-то вкусненькое, а потом, в конце дня, вместе съедаете. (Забавно: вы не проглатываете обиды — вы ими закусываете!)

——Как можно запретить не запрещая

Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»

Так часто бывает в жизни:

Для начала рассмотрим жизненную и очень распространенную ситуацию: ребенок начинает весело дергать Вас за волосы или больно щипать. Вам больно – что Вы сделаете? Переведете в игру, искусственно «расплакавшись», или громко вскрикните? Поступив так, Вы совершитегрубую педагогическую ошибку – Ваши слезы, мимику и вскрики кроха сейчас же поймет как забавную игру! А если так поступать регулярно — уж поверьте, эти, казалось бы, наивные игры могут перерасти, например, в конфликты в детском саду.

С другой стороны — «сдав сдачу» ребенку: ударив, ущипнув или укусив его в ответ — родитель поступает еще хуже… Ведь таким поступком на своем же примере он показыват — что делать больно, драться — это нормальное действие, а побеждает тот — кто сильнее. Такой ли урок Вы хотите преподнести своему малышу?

Поэтому, если случилось, что Ваше чадо сделало Вам больно, возьмите себя в руки и серьезно и строго скажите ребенку «нет», глядя ему в глаза. Лучше всего будет — если вкупе с этим, Вы схватите руку ребенка до того, как он ударит или щипнет. То есть предотвратите нежелательное действие, выразите запрет, а потом можно переключить внимание на что-нибудь другое.

Вам нужно научиться запрещать крохе — делать маме ( и другим) больно. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше.

Только Ваша постоянная, стабильная и адекватная отрицательная реакция на проделки подобного рода, воспитает в ребенке внутренний «стоп-сигнал».

Некоторые родители пытаются ударить ребенка в ответ «чтоб неповадно было» — но это не совсем правильно, таким образом, они дают ребенку понять — что драка — это явление нормальное. Что вполне так можно выяснять отношения, тем более, если так родители поступают, а они — законодатели правил поведения для малыша. Единственное — сейчас крохе приходится считаться с законом «побеждает сильнейший», который не лучшим образом может отразится потом в его воспитании, например, когда он в садике будет решать свои проблемы силой, а не разумом.

Читайте так же:  Простые правила безупречного вкуса

С другой стороны, очень важно удерживать себя от злоупотребления словом “нельзя”. Таким словом нельзя разбрасываться направо и налево. Так Вы рискуете издергать своего ребенка запретами, запутать его, дезориентировать. Кроме того, при таком подходе ребенок вообще может начать игнорировать все запреты.

«Нельзя» — это «слово-паразит»

Остановимся на слове «нельзя». Это необычайно сильное резкое и неприятное слово, даже на слух. Часто слыша его и ожидая его впоследствии, ребенок теряет интерес к увлекательным для себя занятиям, развивающим играм. Не стоит злоупотреблять этим словом.

Важно отличать «нельзя» от «опасно». Опасно – это розетка, плита, утюг. Поговорите с малышом, объясните, чем именно опасны эти предметы. Скажите ребенку, что не хотите, чтобы ему было больно, что переживаете за него.

Волшебная трансформация «нельзя» в «можно»

В различных ситуациях, в большинстве случаев можно и нужно обойтись без категоричного запрета нельзя. Любое «нельзя» лучше перевести в «можно»!

Как это сделать? Если ребёнок бросает книгу на пол, старайтесь не говорить ему, что «так делать нельзя», сначала поднимите книгу с пола (оборвите нежелательное действие, погладьте ее (чтобы ребенок видел, что к книге Вы не равнодушны), и скажите лучше так: «Когда дети (стараемся лишний раз не «ТЫ-кать» в ребенка)бросают книгу на пол — книга рвется, теряется и убегает от детей – и тогда она больше не сможет рассказывать сказки и дарить радость! Книги нужно беречь!». И сразу же переключите внимание ребенка, например, на мяч: «А вот мяч бросать можно!». Следите, чтобы Ваш тон разговора был доброжелательным, не надо говорить на высоких тонах.

Без противоречий

Говоря о слове нельзя, хочется напомнить, что запрет должен быть последовательным. Если уж запрещено, то запрет не должен нарушаться. Ни при каких обстоятельствах. Ведь родители часто твердят нельзя, но, увидев слезы ребенка, в итоге смягчаются и разрешают. Если малышу хоть раз слезами удалось добиться разрешения, поверьте, он это запомнит. И будет пытаться вами манипулировать.
Прислушайтесь к этим простым советам, и это поможет Вам избежать неприятностей в дальнейшем.

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ ЧАСТИЦЫ «НЕ»

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ ЧАСТИЦЫ «НЕ»

Слово «нет», как и частица «не» воспринимается нашим подсознанием часто наоборот, как бы программируя нас делать всё не так, как просят. Дети ещё более подвержены подобному воздействию. Если сказать ребёнку: «Не бери ножницы!», скорее всего, он захочет их взять. Насколько же важно для родителей научиться запрещать, не запрещая.

«Не делай, не трогай, не бегай, не-не-не…». Знакомая ситуация? Часто взрослые дают много наставлений: «не ходи на кухню, не трогай вазу, не бери ножницы» и т. д., не объясняя, почему нельзя. Дети же часто нарушают запреты, родители расстраиваются, ругают, снова запрещают и все возвращается на круги своя.

Увлекательная игра «Час без запретов»

Суть игры заключается в том, чтобы в течение часа мама обходилась без слов «нет», нельзя» и частицы «не». Для начала стоит разъяснить ребенку правила — мама ничего не запрещает, а ты ведёшь себя хорошо. «Сегодня у нас час без запретов. Ты знаешь, как вести себя? Мне нельзя тебе ничего запрещать, а ты, в свою очередь, покажи, насколько ты уже взрослый. Я буду заниматься своими взрослыми делами, а ты — своими» . Вашему ребенку точно понравится эта игра, ведь теперь, как ему может показаться, он волен делать, что захочет, не рискуя быть наказанным.

Скорей всего этот час ему будет интересен, он может и действительно вести себя хорошо, но может и проверять родителей, правда ли вам запрещено запрещать, нарочно создавая ситуации, в которых без запрета обойтись не получится , — ходить по краю кровати, например. Что делать в таком случае, ведь вы обещали обойтись без «нельзя»? Ничто не мешает вам сделать замечание ребёнку, сказав, что так делать опасно.

Попробуем оказаться от «не»?

Вместо «Не лезь к огню» можно сказать «Будь осторожен, горячо».
Вместо «Не трогай ножницы» — «Ножницы острые, можно пораниться, будет больно».
«Не лезь в лужу» — «Обойди лужу».
«Не крутись на качелях» — «Посиди спокойно, крутиться на качелях опасно».
«Не кричи» — «Я тебя слышу»
«Не дерись» — «Зачем ты ударил мальчика? Ему очень больно и обидно»

Что делать, если без запрета обойтись невозможно?

Бывают ситуации, когда не получается исключить запрет на какое-то действие. Что делать тогда? На этот счёт лучше воспользоваться некоторыми правилами:

— Если вы говорите ребёнку «нельзя», обязательно сопровождайте его подробным объяснением причин. Дети, которые понимают, почему им запрещено совершать конкретный поступок, легче следуют родительскому наставлению.

— Используйте запреты только при необходимости. При этом обсуждайте возможные исключения из правил вместе с детьми. Например,ребенку нельзя уходить со двора, из зоны видимости мамы, но если всё же нужно зайти в гости к другу, об этом нужно предупреждать взрослых.

— Старайтесь исключать противоречия, которые важны для физического и психического развития: «не бегать», «не прыгать», «не кричать», либо заинтересовывайте чем-то другим.

— Подходящая форма для запретов — дружественно-объяснительная. Используя приказной тон в общении с ребенком, вы получите обратную реакцию и раздражение.

— Запрещая что-то детям, сами следуйте своим правилам — не делайте того, что нельзя им;

— Старайтесь меньше использовать слова — «так надо», «ты должен», произносите фразы так, чтобы их легко было воспринимать психологически. Например, вместо того, чтобы сказать: «Ты должен скушать всю кашу», говорите: «Дети, которые всё съедают, становятся сильными и здоровыми»;

— Когда малыш отказывается делать то, что не хочет, предоставьте ему выбор, а не ставьте его перед фактом. К примеру, он не хочет собираться на улицу, тогда не говорите прямо: «Мы пойдём на прогулку», а спросите его мнение — вы пойдёте в парк или на детскую площадку? Детям нравится принимать решения. Сделав свой выбор, ребёнок охотно пойдёт гулять. Этот психологический приём позволяет маме добиться желаемого, не оказывая давление на малыша.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Самый конструктивный путь — очень рано предупреждать детей об опасности, ничего не запрещая», написала Франсуаза Дальто. Отказавшись от частицы «Не», мы не запрещаем детям, но обозначаем последствия их действий, предупреждаем об опасности. То есть, даем им возможность увидеть последствия их действий.

Как научиться запрещать, не запрещая
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here