Как помочь ребенку определиться с выбором будущей профессии

Важное на тему: как помочь ребенку определиться с выбором будущей профессии с полным описанием и комментариями специалистов.

Как помочь подростку выбрать будущую профессию
методическая разработка по теме

Рекомендации для родителей подростков, которые еще не выбрали свою будущую профессию.

Вложение Размер
kak_pomoch_podrostku_vybrat_budushchuyu_professiyu.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь подростку выбрать будущую профессию

Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто несет ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, мальчик может стать музыкантом, а девочка – манекенщицей, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации может показаться, что наиболее правильный путь – самому решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной.

Возможно, с определенной точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берем на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

Вместе с тем полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Часто, выбирая профессию, подростки имеют весьма приблизительное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность» (например, заявлять: «Хочу быть начальником»). Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых в таком важном вопросе.

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление.

Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки зачастую скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую подросток выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может как подтолкнуть подростка к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у подростка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу подростка. Обсудить с подростком пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?» Тревожному подростку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Петя всю жизнь мечтал стать футболистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть».

Огромную роль в выборе профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к своей работе как значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Читайте так же:  Топ-10 лучших украинских фильмов

Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, — это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

Выбор профессии. Как помочь своему ребёнку.

Выбор профессии, пожалуй, один из самых важных выборов. Ведь именно работе мы посвящаем 30-50% своей жизни (а ещё 30% сну). И то, каким будет отношение к своей профессии, существенно влияет на качество будущей жизни. Согласитесь, трудно представить себе счастливого человека, ежедневно выполняющего нелюбимую и не соответствующую ему работу.

И вот, такой важный и значимый выбор внезапно сваливается на голову подростка – ученика старших классов школы. А мы-то с вами знаем, что далеко не все школьники способны прочитать обычную программу по литературе, а уж, чтобы они выбрали своё дело, путь на всю жизнь (или хотя бы на 15-30 лет) – это вообще за гранью фантастики. И, конечно, родителям очень хочется подсказать своему ребёнку, какую профессию выбрать, куда пойти учиться и работать. При этом, не испортив его будущее.

Как же сделать это правильно?

Профориентация – это не так-то просто, как иногда кажется. И поэтому, существует огромное количество методов, методик и подходов: от простых и банальных интернет-тестов в 3 вопроса до специальных подростковых профориентационных программ, лагерей и т.д.

В этой статье я опишу несколько простых, но очень действенных шагов. Они помогут вам сразу же, без какой-либо специальной подготовки, помогать своему ребёнку на пути к его профессии (и не только).

А начнём мы с того, что вкратце рассмотрим несколько основных ошибок при выборе профессии:

Незнание мира профессий.

Очень тяжело выбрать что-то подходящее, когда ваш выбор сильно ограничен, не так ли? Набранное в поисковике словосочетание «Атлас профессий» или «Карта профессий» расширит ваши границы выбора в 10, а то и в 100 раз.

Ориентация на престижность профессии.

Этот путь часто приводит к тому,что на рынке труда оказывается огромное количество свежевыпущенных специалистов, которые, в лучшем случае, ходят на работу-каторгу, а чаще вообще не могут и не хотят найти работу по специальности. Помните, то что модно сегодня, не обязательно будет модно и нужно через год. А востребованность на рынке труда и интерес к профессии гораздо важнее «престижа».

Выбор под сильным давлением окружающих.

Обычно, конечно, в роли окружающих оказываются родители, искренне и от всей души желающие для своего ребёнка счастливой жизни и наилучшей, на их взгляд, профессии. К сожалению, очень часто при этом не рассматриваются интересы, таланты, возможности и стремления самого ребёнка. Это может привести к очень печальным последствиям.

Идти по стопам кумира, авторитета, возлюбленного, «за компанию».

Помните, что интерес к человеку и интерес к профессии – это могут быть две совершенно разных дороги. Они могут где-то пересекаться, могут быть похожими, могут даже быть параллельными. И всё-таки ничего не сравнится с той радостью, которую получаешь, идя СВОИМ путём.

Твёрдая установка учиться только в определённом месте.

Стремление к учёбе в престижном ВУЗе само по себе, безусловно, похвально. Другое дело, что в понравившемся учебном заведении может просто не оказаться подходящей и интересной программы обучения. И здесь важно уметь поставить в приоритет программу, цель и будущую профессию.И последняя в этом списке, но не по значимости ошибка –

Отсутствие желания разобраться в себе!

Это фундаментальная ошибка как выбора профессии, так и выбора вообще. Когда по тем или иным причинам человек отказывается разобраться в себе: выделять свои желания, возможности, сильные и слабые стороны, искать пути роста и развития. Вероятность получить ту самую профессию и «работу мечты» становиться сравни вероятности перейти оживлённую 4-х полосную магистраль с закрытыми глазами (не попав при этом под колёса автомобиля).

Что ж, теперь вы знаете, какие ошибки не нужно совершать на пути профориентации. «А как же теперь донести это своему ребёнку?», «Как стать тем самым правильными понимающими родителями?», «Как поддержать и направить ребёнка на пути самоопределения?», – спросите вы.

Вот несколько простых шагов, которые помогут вам сделать это:

Поговорите с ребёнком о выборе будущей профессиональной деятельности. Расскажите, как вы определились с профессией, как это делали ваши друзья, одноклассники. Выслушивайте подростка внимательно и с интересом.

Помогите подростку лучше понять себя.

Попросите ребёнка объяснить свой выбор, выслушайте все аргументы. Поинтересуйтесь его соображениями по поводу будущего. Довольно часто старшеклассники имеют очень поверхностные или ошибочные представление о профессиях. Помогите ребёнку сориентироваться в выборе будущей профессии. Даже если вы не в восторге от его выбора – не запрещайте ему думать и развиваться в выбранном направлении. Лучше помогите правильно оценить свои силы и возможности, осознать, будет ли ему комфортно в той или иной профессии (кстати, если не обладаете нужной информацией, то сходите вместе к специалисту в области профориентации).

Возложите ответственность за выбор профессии на подростка.

Конечно, родителям хочется, чтобы у их ребёнка было светлое будущее, и они готовы приложить для этого немалые усилия. И всё же, передавайте свой жизненный опыт, но не заставляйте. Пусть подросток сам размышляет и несёт ответственность за свой выбор – с вашей мудрой помощью, конечно.

Читайте так же:  Как сохранить красоту в декрете

Выступайте в качестве эксперта.

Делитесь информацией с ребёнком по поводу профессионального самоопределения. Предоставьте максимум информации об особенностях той или иной профессиональной деятельности. Приводите примеры из жизни и т.д.

Помните, родители – это пример для подражания детей вне зависимости от того, осознают они это или нет. И, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос, развивался, искал в жизни свои интересы и свой путь – делайте то же самое в своей.

Да, пяти этих пунктов, выполняемых с завидным постоянством, вполне достаточно, чтобы РЕАЛЬНО ПОМОЧЬ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ выбрать его профессию.

И всё же, не забывайте о возможностях внешнего мира. Раньше для школьников часто проводили экскурсии на разных предприятиях и производствах. К сожалению, сейчас такое практикуется крайне редко. Однако, и в настоящее время существует не меньше (а может даже и больше) возможностей работать в кругу профессионалов, развиваться и искать себя за пределами школы и школьной программы. Есть огромное количество разнообразных вариантов для профессионального и личностного развития вашего подростка. Например: тематические мастер классы и обучающие (не школьные) программы, развивающие (не учебные) лекции, тренинги и семинары для подростков, профильные лагеря различной направленности, подростковые профориентационные программы и т.д.

Помните, что выбор профессии в подростковом возрасте – это один из выборов определяющих будущее и важно, чтобы он был наиболее широким и подходящим именно на данном этапе. Помогите своему ребёнку научиться делать самостоятельный и осознанный выбор, и этот навык пригодится ему на протяжении всей оставшейся жизни.

Появились вопросы? Хотите узнать больше? Интересуетесь профориентационными лагерями и другими мероприятиями для подростков?

Школа «Вверх» с радостью поможет вам в этом:

    (в среду) в 20:00 на

    «Как помочь ребенку правильно выбрать профессию». Регистрация здесь:

    (в субботу) в 16:00 на

открытой лекция для подростков и их родителей

Родительское собрание «Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?»
методическая разработка (9 класс) на тему

Данная разработка предназначена для проведения родительского собрания профориентационной направленности.

Вложение Размер
rod.sobranie.docx 24.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?»

Цель: помочь родителям найти пути взаимодействия с ребенком в вопросах профессионального самоопределения .

Ход родительского собрания

1. Мотивационный этап. Разминка. Стихотворение В.Маяковского «Кем быть?»

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда?

Здравствуйте, уважаемые родители! Прочитанные мной слова из знаменитого стихотворения Владимира Маяковского как никогда актуальны сейчас, когда девятиклассники стоят на пороге окончания школы и перед ними — нелёгкий выбор: кем быть?

— Как вы считаете, какова тема нашего собрания?

Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для обучающихся девятых классов и их родителей. Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном призвании. Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе.

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую ,высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том , какой жизненный путь для них предпочтительнее. Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны. Выбирая профессию, люди выбирают не только способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни.

— Как Вы считаете, кто должен нести ответственность за выбор профессии?
(Ответственность- качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и их выполнять без всяких принуждений и напоминаний.)

— Как семья влияет на отношение к работе?

— Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?

— Выбор профессии : на всю жизнь или на время ?

2. Информационный этап.
Слово классного руководителя:

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Конечно, сделать это не просто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии , даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться , что наиболее правильный путь для них – самим решить , какая профессия будет для ребенка оптимальной.
Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется , что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, само ощущение, что данную профессию ребенок выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение.

На выбор профессии ребенка могут оказывать влияние следующие факторы:

— родители;
— друзья;
— СМИ;
— предпрофильное обучение;
— родственники;
— сверстники.

Для того , чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится « врачом, как мама» или « шофером, как папа».С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей.
Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей , важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Находясь в ситуации выбора , дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями. Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую выбрал ребенок. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

Читайте так же:  Служебный роман 7 правил усепшных отношений

На сегодняшний день лучше сделать ставку на овладение несколькими профессиями, хорошо, если в ситуации выбора профессии у ребенка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача- поставить перед ним вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу у подростка.
Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни( изменяется ситуация на рынке труда).Возможно, выбранная профессия всегда будет интересна, а может через некоторое время предпочтения изменятся, главное здесь – стремиться наиболее полно реализовать свои возможности.

Выбор профессии – это прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов , осуществляемых с учетом различных обстоятельств:

  1. Осведомленность и ориентировка в пространстве выбора профессий.
  2. Выявление способностей и склонностей.
  3. Изучение социального спроса на профессию (ситуация на рынке труда).
  4. Анализ и организация действий (выбор пути и средств осуществления выбора).
  5. Окончательный выбор ( оценка собранной информации ).

Опираясь на свой родительский опыт, предложите свои шаги по оказанию помощи ребенку на каждом этапе всего процесса выбора профессии:

1. Осведомленность и ориентировка .

Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, можно обратиться к специалистам по профессиональному консультированию, которые смогут дать вам прогноз относительно востребованности специалистов той или иной профессии через несколько лет, а также помогут составить полное представление о профессии, раскроют информацию о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Здесь же помогут и в выборе образовательного учреждения.

2. Выявление способностей и склонностей.

Постарайтесь сначала помочь ребенку оценить его интересы. Чем бы он хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы ему нравятся? Чем он любит заниматься в свободное время? Легко ли ему даются контакты с людьми, особенно посторонними?

Способности и склонности – не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес к какому- либо виду деятельности, но успех в ней обойдется вам слишком большой физической и психологической ценой. Чтобы этого не случилось, желательно подростку получить консультацию психолога (можно в школе, а еще лучше — в Центре Занятости, у специалиста по профконсультированию).

В случае необходимости подростку будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально полезных качеств.

3.Социальный спрос на профессию (ситуация на рынке труда).

Полезно помочь ребенку оценить ситуацию на рынке труда. Простейший путь : возьмите несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходите на посвященные трудоустройству сайты в сети Интернет и посмотрите, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами ,которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные ,определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако учитывайте, что потребности рынка могут меняться. Через 3-5 лет , когда ваш ребенок закончит обучение, картина может поменяться .Так что выбирайте сердцем, а не рассудком.

4.Анализ и организация действий.

Помогите ребенку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и от своей работы , кем он видит себя через 5 лет. Постарайтесь, как можно больше узнать о будущей специальности, используя все доступные средства. Помогите ребенку оценить условия, определяющие его выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки, материальные возможности на случай платного обучения , наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства.

Собрав информацию, предложите ребенку составить список основных его профессиональных предпочтений из 5-10 позиций. Разделив лист бумаги на 2 колонки( плюсы и минусы ) , действуйте методом исключения. Когда в списке останется три пункта, проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор.

Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или.

3. Беседа с родителями.

— А каково ваше отношение к выбранной вами профессии? Все ли Вас устраивает?

Родители отвечают на следующий ряд вопросов, анализируя свой выбор профессии. (4 слайд)

  1. Довольны ли Вы выбранной профессией?
  2. Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?
  3. Какие минусы своей профессии Вы можете назвать?
  4. Что интересного в Вашей профессии?
  5. Что бы Вы посоветовали своим детям?

4. Итог родительского собрания. Рефлексия

Общий вывод : Семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы , порой сами того не ведая , передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения , то ребенок с раннего детства усваивает , что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, — это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни , что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

Вопросы для рефлексии:

— Что было самым интересным и полезным?

— Какие выводы вы сделали для себя?

На память о нашей встрече я хочу раздать родителям памятку « Рекомендации по выбору профессии (для детей и родителей)»:

  • Каждый сам выбирает свою профессию, и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • Произнося “Я хочу”, знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
  • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным.
Читайте так же:  10 идей для вкусного и полезного обеда в офисе

Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным, вы сможете помочь своему ребёнку определиться в будущей жизни. Желаю вам успеха!

Как выбрать профессию ребенку

Вопрос о том, как выбрать профессию ребенку, беспокоит многих родителей. И часто задолго до реального срока поступления в университет. О том как выбирать правильную профессию, на что стоит опираться и вообще, как относиться к этому вопросу расскажет практикующий психолог, профориентатор, тренер центра К.О.Т. Наталья Морозова.

С Какого возраста стоит задуматься о выборе?

Для современных подростков выбором профессии стоит заняться с 14 лет, раньше не стоит приступать к таковой «профориентации» в полном смысле слова. Здесь под профориентацией я понимаю выбор будущей профессии, ВУЗа или колледжа. То есть реальное определение сферы будущей профессиональной деятельности.

Однако, раньше сидеть без дела тоже не стоит. Ребенку нужно помочь собрать максимально много информации о мире, о своих способностях, возможностях, не фокусируясь на чём-то одном. Чем больше информации он сможет получить до этого возраста, тем проще будет ему выбрать профессию.

Как понять, что ребёнку подходит та или иная профессия?

Во-первых, по интересу ребёнка. Если у него есть мотивация заниматься чем-то, он с удовольствием посещает занятия, без напоминаний выполняет задания – стоит обратить внимание на эту сферу, даже если на первый взгляд она кажется вам «не серьезной». Так, легко пропустить увлечение собаками. А ведь кинология – целая профессия, у которой не меньше перспектив, чем у других.

Обратите внимание, какие предметы в школе удаются ребенку особенно легко, даже если это физкультура. Интересуйтесь у учителей и ведущих секций об успехах вашего чада. И старайтесь получить максимально полную информацию от педагогов – что у него получается, а что нет, видят ли они вашего ребенка в будущем в этой сфере.

Если ребенок сам выбрал кружок, просит куда-то его отвести и попробовать новое занятие – всегда поддерживайте его.

Стоит ли посещать какие-нибудь дополнительные кружки и секции

Если Вы уже выявили определённые навыки своего ребёнка? Или лучше остановиться и углубиться в одно направление?

Стоит смотреть на желание подростка. Если он устаёт, и не хочет больше никуда, заставлять конечно не надо. Но всё-таки детство – это время, чтобы всё пробовать и выбирать. Чтобы не «распыляться», не наткнуться на сопротивление, и при этом расширить сферу интересов вашего сына или дочери, можно обратить внимание на соседние направления. Например, если хорошо получается заниматься вокалом, то попробовать актёрское мастерство. Увлечение лего-конструированием близко к робототехнике. То есть стоит расширить его диапазон навыков ребёнка в любимом направлении. А ещё лучше — постараться найти практическое применение таланта. Отдать «пишущего» школьника в кружок журналистики, принимать участие в конкурсах робототехники, где нужно решать практические вопросы. Так талант Вашего ребёнка будет развиваться более многогранно. Потому что ни одна деятельность и ни одна профессия не состоит из одной яркой черты. Всегда нужен комплекс навыков. А развивать их помогает практика. То есть, уделяя внимание именно практическому применению таланта, вы не только замаетесь «практической профориентаций». Вы развиваете дополнительные навыки, которые просто необходимы.

Что делать, если мне не нравится, что выбрал мой ребёнок, стоит ли настаивать на своем мнении

Стоит прислушается к подростку и постараться понять. Не навязывать ничего. Жить в будущем с это профессией не вам, а ему. Но у родителей, конечно, намного больше опыта, понимания жизни. Если у вас есть сомнения по поводу профессии, которую выбрал подросток, им стоит делиться. Если вы хотите, что-то предложить, не надо делать это директивно, это не поможет. В форме увлекательной истории, расскажите ему о том, как вы, ваши друзья выбирали профессию, с какими проблемами сталкивались. Поделитесь профессиональными историями о той работе, с которой ребенок хочет связать свою жизнь. Помогите рассмотреть все плюсы и минусы выбранной профессии. Но постарайтесь смотреть на эту ситуацию с точки зрения ребёнка. Так возможно вам удастся его переубедить.

Но помните, это совершенно не значит, что «родитель всегда прав». Часто дети на самом деле выбирают профессии, которые им подходят. Поэтому услышать ребёнка и отнестись внимательно к его мнению очень важно.

Когда нужна профориентация у специалиста?

Когда вы сами не можете прийти к согласию в семье по поводу того, какую профессию выбрать подростку

Когда слишком большой выбор – вроде много что нравится, а определиться с профессией не может.

Когда требуется дополнительная диагностика, хочется убедиться в правильности выбора.

Когда подросток не хочет с вами говорить на эту тему или вы пытаетесь донести информацию до школьника, а он вас не слышит.

Когда вы сами плохо разбираетесь на рынке профессий, и не знаете, что посоветовать.

Особенности проведения профориентации, каким образом она позволяет с точностью определить способности к профессии?

В нашем центре есть 2 варианта профориентации. Индивидуальная и групповая. И для эффективности важно понимать, какой вариант подходит вам.

Индивидуальная профориентация – это быстро, конкретно, качественно. Здесь удобно убедиться в правильности выбора, подобрать учебное заведение, провести диагностику подростка. Итог этой консультации – подробное заключение, составленное на основании способностей ребёнка, интересов и возможностей получения образования для подходящих профессий.

Тренинги по профориентации позволяют попробовать себя в разных ролях, пообщаться со сверстниками, побыть в состоянии выбора профессии. Ребята понимают важность этого вопроса. Участники не только проходят диагностику и понимают свои способности. Они участия выбирать, причём здесь речь не только о будущей специальности. Происходит развитие навыка «выбирать» в принципе.

Также важен момент получения информации о том, какие существуют, кто и что делает для того, чтобы принять верное решение. Узнать об опыте выбора людьми, которые это прошли, тоже крайне полезно. И это мы тоже делаем на нашем курсе.

Читайте так же:  Глупые привычки, которые раздражают окружающих

Занятия построены так, что все участники активно общаются, делятся опытом, и это очень ценно. Интересно, что сейчас много детей уже работают, делают сайты, ведут страницы в соц. сетях, пишут статьи – вариантов подработки для современных подростков существует много. Если в группе попадаются такие ребята, они с гордостью рассказывают, как у них подучается зарабатывать, какими профессиями они уже овладели, как они нашли эту подработку, а другие участники тоже подхватывают идею практического применения своих навыков. Ведь редкому подростку не хочется иметь собственные деньги.

На тренинге мы обсуждаем профессиональный опыт каждого, участники получают много идей и стимула к развитию, понимают как интересно быть профессионалом. Тренинг построен так, что участники получают информацию о профессиях не только от тренера, а еще и от других участников, своих родителей и и других ребят.

Повышается осознанность, расширяется кругозор и общая осведомленность. Больше всего внимания мы уделяем работе с семейной истории. Для этого на тренинге выделено отдельное занятие. Мы говорим о профессиях родителей. Дети, иногда с большим удивлением, узнают о том, кем работают и чем именно занимаются их родственники.

Можно ли провести профориентацию самостоятельно?

Конечно, можно. Сейчас много тестов, которые можно пройти on-line. Но, во-первых, это будет достаточно узкая информация. И без интерпретации результаты не всегда понятны. А во-вторых, легко запутаться. Часто к нам приходят дети, которые прошли уже много тестов в интернете, получили кучу информации, и в итоге просто запутались, им совершенно не понятно, к каким профессиям он предрасположены. Потому что не могут скомпоновать и воспользоваться этими знаниями. Всё-таки реальный итог профориентации – это выбранное на основании способностей, склонностей, интересов и возможностей направление профессиональной деятельности и рекомендованные учебные заведения, где можно эту специальность получить.

Тогда всё становится ясным и понятным, когда известно, какая профессия подойдет тебе, проще составить план развития, дополнительных занятий и понять, чему уделять больше внимания.

Выбираем профессию

Как помочь ребенку в выборе будущей профессии.

Сын уже в восьмом классе, пора делать выбор. Учится он отлично, ходит в компьютерный кружок. Пятерки — это, конечно, хорошо, но по собственному опыту знаю, что они ни о чем еще не говорят. Профессий море, но как сделать правильный выбор и не навредить своими советами? Л. В. Савченкова, Московская обл.

Социологи утверждают, что почти половина старшеклассников понятия не имеет о том, кем они будут. Они не только не торопятся определить свою будущую профессию, но и вообще не считают нужным это делать. В результате некоторые выбирают «дело всей жизни» скоропалительно, наугад или по подсказке, а потом горькие разочарования, неудовлетворенность и ощущение своей ненужности.

Выбор профессии. по сериалам

Оычно перечень известных человеку профессий складывается стихийно: профессии родителей, знакомых семьи, соседей и те, о которых более или менее случайно узнают из книг, кинофильмов, прессы. В большинстве случаев названия эти достаточно обобщенные, так что трудно понять, что скрывается за одной и той же «вывеской».

К тому же многие, выбирая себе профессию, четко представляют лишь общие ее атрибуты, не обращая внимания на мелочи. Хотя из них-то и складывается работа. Те, кто видит себя врачом, подчас не принимают в расчет, что им придется не только заниматься благородной борьбой за жизнь пациента, но и принимать ночью самых разных больных и делать «обычные» операции. А те, кого привлекает общение в работе менеджера, задумываются ли, что клиенты не всегда будут им улыбаться, а общаться им придется независимо от симпатий и антипатий.

Так что, остановившись на какой-то профессии, проникните за ее романтический ореол и разузнайте подробнее о повседневных деталях. Может статься, что для этой деятельности вы не пригодны.

Выбор профессии для подростка: лучшую оценку дадут одноклассники

Чтобы оценить пригодность реально, важно не только знать о своих интересах и способностях, сильных и слабых сторонах, но и представлять, как тебя воспринимают другие. Поинтересуйтесь, что о вас думают учителя (особенно те, кого вы уважаете), друзья, приятели и даже просто одноклассники. Отнеситесь к их мнению внимательно, хоть и критически. Они нередко оказываются наиболее прозорливыми. Это подтвердили проведенные и у нас, и за рубежом социологические исследования. Самым верным оказалось общее мнение сверстников о том, как сложится дальнейшая жизнь одноклассника. С ним не идут ни в какое сравнение ни результаты тестов, ни оценки в аттестате, ни точка зрения преподавателей, ни тех, чье будущее прогнозировалось.

На выбор влияют и родители. Своим отношением к труду вообще, высказываниями о различных профессиях и своей в частности.

К совету родителей, конечно, стоит прислушаться — потому что ими движут лишь благие намерения. Но, как ни крамольно прозвучит эта мысль, не стремитесь бездумно следовать ему. Часто мамам и папам, особенно добившимся успехов на деловом поприще, кажется, что лишь им известна формула счастья и они хотят словно прожить за детей их жизнь.

Как определиться с выбором профессии?

Ответьте себе, что именно вам ближе: кропотливая работа, не требующая спешки, частая смена деятельности, четкий график работы «от звонка до звонка» или, наоборот, ненормированный рабочий день. Что для вас главное: карьерный рост в перспективе или возможность быстро заработать деньги?

Выберите себе сферу деятельности, которая больше всего вас привлекает. Взаимоотношения человека с окружающим миром условно разделяются на 5 сфер. Природа — это сельское хозяйство. Техника — это промышленность, транспорт. Знаковые системы подразумевают работу с чертежами и текстами. Художественный образ — это искусство. А взаимосвязь человек — человек — это педагогика, медицина, сфера быта и управления.

Что вы предпочтете: ухаживать за животными или обслуживать машины, рекламировать товары или обсуждать научно-популярные книги, играть на сцене или организовывать экскурсии? Выбирая всякий раз между каждой парой какую-то одну, вы таким образом выясните, к чему у вас больше склонностей, к чему меньше.

Теперь осталось лишь выяснить, какие именно профили включает выбранная вами сфера. Как можно подробнее разузнайте о них, пройдите тест на профориентацию. И решайте, кем быть.

Видео (кликните для воспроизведения).

Светлана Червякова, по материалам сайта «АиФ Семейный совет».

Как помочь ребенку определиться с выбором будущей профессии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here