Как развить в ребенке интерес к чтению

Важное на тему: как развить в ребенке интерес к чтению с полным описанием и комментариями специалистов.

Как развить интерес к чтению

О чтении вслух и некоторых нюансах

Ира не любит «читать» (т.е. слушать) книжки правильно: она всегда поинтересуется тем, что в конце, или попросит прочитать, «перескакивая» пару страничек, потом возвращается, сравнивает с тем, что, по её мнению, должно было произойти в развитии сюжета. Иногда додумывает своё продолжение книжки.
А ещё она любит рассматривать внимательно картинки, находя там всех героев и все детали того, что описано в книге, рассуждает о том, как она себе представляет героев повествования, иногда рисует сама их или то, чего не хватает на иллюстрациях, по её мнению.

Как пробудить интерес к книге и чтению?

Дети Алины любят, когда мама читает им книжку, они садятся по обе стороны от неё, внимательно слушают, рассматривают картинки, что-то комментируют в процессе чтения.
А когда они заканчивают читать очередную историю, каждый из мальчиков выбирает героя, которого хочет нарисовать. Старший выбирает, как правило, героя, которого посложнее рисовать, и долго прорисовывает детали, увлечённый процессом. Его герои обычно не похожи на героев в иллюстрациях к книге, он их представляет иначе. А младшему Алина помогает нарисовать свой рисунок.
После этого рисунки вывешиваются на стену и дети очень довольны всем процессом.

Начинаем читать самостоятельно

Для моего сына русский – второй язык, но наше домашнее дошкольное обучение русскому алфавиту и чтению очень похожи на то, как это происходит в русских семьях. Мы выучили буквы, научились их складывать в слова и можем прочитать предложение, но даже простенькая детская книжечка, с крупными буквами и картинками, поначалу пугала сына – казалось, что так всего много и этого не одолеть никогда. Мы с ним нашли решение, которое подходит нам обоим: мы читаем по очереди по одному слову. У него сразу появилось ощущение, что я ему помогаю, а значит, он не один, значит, мы справимся вместе быстрее, у него есть время разбираться с одним словом, а не пытаться успеть прочитать одно за другим сразу несколько. Вот так пока и читаем – я одно, и он одно. Но иногда, незаметно для себя, он читает несколько слов подряд, увлёкшись процессом и чувствуя, что легко идёт. Потом споткнётся обо что-то и просит следующее слово меня прочитать – я не отказываю, позже возвращаемся к этому слову вместе, я помогаю ему правильно прочитать. Вот так потихоньку мы переходим к самостоятельному чтению. Пока далеко до самостоятельно прочитанных книг, но мы на пути к ним.

Используем компьютер во благо

Рейтинг: 4.9 из 5 (голосов: 7)

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

Развитие интереса к чтению у первоклассника — необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идет о том, что учить читать и писать ребенка должны родители. Этим занимается школа, учитель. Родители же формируют устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.

Правильное чтение — это техничное чтение. Но нас волнует не только то, сколько слов в минуту будет прочитывать первоклассник. Кстати, к концу первого класса он должен прочитывать 50 слов в минуту. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. Но в обучении чтению важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.

Первоклассник еще не понимает, что чтение необходимо для усвоения других дисциплин. Воля его только формируется, и слово «надо» не всегда находит отклик в его душе. В этом случае воспитательные возможности семьи можно использовать в развитии интереса к чтению у ребенка. Как это сделать? Вот об этом сейчас и поговорим.

Наблюдательные родители знают, что дошкольники очень любят, когда им читают вслух. Такое пассивное слушание тоже полезно, но зацикливаться на нем нет необходимости. Обязательно после прочтения текста полезно с ребенком поговорить о содержании. Задать вопросы на выяснение смысла прочитанного. Обсудить действия героев. Это очень важно в работе над текстом. Если в семье есть традиция читать малышу перед сном, то ребенок, приучаясь к слушанию инте­ресных книг, потом сам стремится к чтению. Правда, бывает и наоборот, ребенку так нравится слушать, что ему не хочется напрягаться, чтобы научиться читать. Родителям следует выбирать правильный путь в соответствии с особенностями своего ребенка. Но и в том, и в другом случае необходимо ис­пользовать специальные техники, помогающие развить интерес к чтению у детей. Назовем некоторые из них и расскажем, как именно их использовать с пользой для ребенка:

* В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

* Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.

* Можно использовать книжки-малышки. Это книги маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок — народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

Читайте так же:  7 способов завести мини-огород в городских условиях

* Интересен такой прием, когда книгу читают по очереди — ребенок и родитель. По одной страничке или по одному отрывку. Или еще один совет. Можно начать интересную книгу взрослому, потом остановиться на самом интересном месте и предложить ребенку прочитать дальше.

* Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

* Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

* Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвое­ния содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку. В качестве примере приведем несколько вопросов, которые можно задать после прочтения любого текста. Такой алгоритм можно применять после прочтения как целого рассказа или сказки, так и отрывка

Как анализировать с ребенком прочитанный текст

♦ Понравился или не понравился тебе рассказ (сказка)?

♦ Чем понравился? Или почему не понравился?

♦ Кто из героев тебе понравился?

♦ Ты бы хотел быть похожим на этого героя?

♦ Какие его действия тебе понравились больше всего?

♦ Чем они тебе понравились?

♦ Какой герой не понравился?

♦ Какие действия отрицательного героя тебе не понра­вились больше всего?

♦ Что нужно сделать, чтобы отрицательный герой не смог победить положительного героя?

Вопросы могут быть разные. Важно в их постановке соблюдать меру, их не должно быть слишком много, и обязательно должны присутствовать вопросы, выявляющие отношение ребенка к нравственным коллизиям, описанным в тексте.

Для развития интереса к чтению важно, чтобы любовью к чтению была отмечена семья, в которой воспитывается малыш.

Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности. Более того, желательно, чтобы у ребенка была своя «библиотека». Полочка, где стоят его книги. Пусть там будут книги не только маленького формата или специально предназначенные для первоклассника. Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах.

Самое важное в развитии интереса к чтению — помнить, что для ребенка чтение — трудная работа, преодоление себя, поиск истины. Если ребенок уже не любит читать, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то писать. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Главное — это терпение. Действовать осторожно, деликатно, не «наседая».

Поначалу дети ошибаются, и это вполне естественно. Они могут переставлять звуки, слоги, слова. Пропуск звуков, слогов, слов тоже довольно часто встречающаяся трудность. Что в этом случае делать родителям? Во-первых, не нервничать и не злиться, а терпеливо попросить ребенка еще раз прочитать медленнее. Еще часто встречающаяся ошибка при обучении чтению первоклассников. Они проговаривают слова и предложения два раза, сначала про себя, а потом вслух. Это двойное чтение. Кроме отрицательного результата оно ниче­го не дает ребенку. Если у малыша выявляется этот дефект, необходимо сразу же начинать работать над его исчезновением. Терпеливо объяснять, что так читать нельзя, следить, чтобы он не читал про себя, а сразу вслух. Можно использо­вать такой педагогически прием. Попросить прочитать про себя и пересказать то, что ребенок прочитал, не давая при этом ему читать вслух.

Когда ребенок научится сносно читать, освоит технику чтения, можно приступать к обучению выразительности. Выразительное чтение очень важно для ребенка. Использование эмоционально окрашенного голоса вызывает в душе ребенка отклик, и прочитанное легче и крепче усваивается. Но для начала необходимо научиться делать логические остановки.

Ребенку необходимо объяснить, что когда он видит запятую, он должен остановиться и просчитать про себя «раз», а по­том читать дальше. Если стоит точка, то пауза должна быть дольше — «раз—два». Используя эту методику, малыш научится делать паузы, что, несомненно, поможет ему усвоить прочитанное с большим толком.

Теперь можно переходить к обучению выразительному чтению. Для этого очень хорошо подходят басни или маленькие эмоциональные диалоги, к примеру, детского писателя Н. Носова. Читать басни лучше по ролям, где каждый участник должен говорить с теми интонациями, которые присущи героям. Получаются такие мини-спектакли.

[/stextbox]

Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их первоклассник научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно. Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги.

Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.

Как развивать интерес к чтению

Юлия Апулия
Как развивать интерес к чтению

В наше время у детей есть все, что они пожелают. Некоторые родители покупают планшеты раньше, чем ребенок научился говорить. Вместо того, чтобы прочитать книгу ребенку перед сном, мы сами же откупаемся от них мультиками и играми, сами садимся перед телевизором или смотрим в телефон. Родители — пример своим детям. И если в семье нет читающих родителей, то врятли вы привьете любовь к чтению своему ребенку или это будет сделать достаточно сложно.

Бытует такое мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а иногда и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми, счастливыми и успешными. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.

Читайте так же:  6 ложных мифов о восстановлении зрения

Часто дети очень любят слушать, когда им читают, но сами читать отказываются, хотя и умеют читать и знают буквы. Давайте разберемся по каким причинам это происходит.

Первая причина – страх, что не получится. Многие родители держат фокус своего внимания на ошибках ребенка, вместо того, чтобы акцентировать свое внимание на плюсах, на том, что у ребенка получается.

Вторая причина – непонятные или сложные слова. Подбирайте тексты для своих детей адаптированные, чтобы были понятны все слова ребенку. Все непонятные ребенку слова объясняйте, заменяйте их на понятные. Тем самым вы будете пополнять словарный запас ребенка.

Третья причина – заставляют читать из-под палки. А как мы знаем, насильно мил не будешь.

Рекомендации для родителей:

— выделить время для совместного чтения перед сном. Можно читать по ролям, по предложению, это уже на ваше усмотрение.

Самое важное, читать регулярно. Практика, практика и еще раз практика. Пусть это будет вашей традицией читать перед сном, ведь это так сближает нас с нашими детьми.

— читать вслух. Это позволит малышу развить речь, совместить зрительное восприятие и слуховое.

— запишитесь в детскую библиотеку. Сначала будете ходить вместе, а потом ребенок сможет это сделать сам. В библиотеке малыш научится не только выбирать интересную литературу, но и планировать свое время. Ведь книжечку нужно вернуть в определенное время, а ее ведь нужно успеть прочесть.

— чаще заходите в книжные магазины вместе и выбирайте книги, учитывая мнение ребенка. Книги с красивыми иллюстрациями сильнее мотивируют малыша и станут ему лучшими друзьями. Отведите специальное, доступное для ребенка, место, где будут храниться его книги.

— желательно читать ребенку с самого его рождения, книги выбирайте с красочными иллюстрациями, читайте с выражением, медленно. Читайте наизусть во время прогулки в парке стишки, которые вам самим запомнились с детства. Малыши любят регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями.

— а самое главное, не заставлять ребенка читать, если он этого не хочет. По своему опыту знаю, что это самый верный путь отбить желание читать вообще. Даже если ребенок читает то, что на ваш взгляд его не развивает, то помните – он читает! Показывайте ребенку вашу заинтересованность в его чтении.

Родители, будьте для ваших детей Великими Проводниками в мир книг! Любите и берегите будущее поколение!

Детский исследовательский проект «Шоколадный интерес» Введение Многие взрослые и дети очень любят сладости, особенно шоколад. Обладая множеством полезных свойств, он ценился на протяжении многих.

Конспект НОД в подготовительной группе. НОД «Шоколадный интерес» Образовательная область: познавательное развитие. Основная деятельность: познавательно-исследовательская. Форма работы с детьми: решение.

Конструкт интегрированного занятия в подготовительной группе ТНР «Как заяц свой интерес искал» Конструкт интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной группе ТНР «Как заяц свой интерес искал».

Консультация для родителей «Как привить ребёнку интерес к спорту» Авторы: Ависова Надежда Петровна, Золотаренко Марина Владимировна. Как привить ребёнку интерес к физическим упражнениям, к спорту? Самое.

Консультация для родителей «Как воспитывать интерес к природе?» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как воспитывать интерес к природе?» Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться.

Консультация для воспитателей «Как повысить интерес детей к занятиям по математике» Консультация для воспитателей: «Как повысить интерес детей к занятиям по математике». Воспитатель: Орлова Т. А. В помощь воспитателю.

Лэпбук повышает познавательный интерес у воспитанников С пособием ЛЕПБУК я познакомилась на страницах сайта maam.ru Он очень удобен в работе с подгруппой детей, а также индивидуально. Помогает.

Познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста как условие готовности к обучению в школе. Сегодня в обществе востребован ребенок не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют.

Родительское собрание «Воспитываем интерес к чтению и любовь к книге» Время читать книги Книга — одно из самых великих созданий человеческой культуры. Д. Лихачев Родительское собрание в форме семейной гостиной.

Вызываем интерес родителей к семейному чтению. Как? Когда? Зачем? Вызываем интерес родителей к семейному чтению. Как? Когда? Зачем? Сурнина Светлана Валерьевна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 60″ Вызываем.

Формирование интереса к чтению у младших школьников

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.»

Не секрет, что чтение, как процесс, лежит в основе изучения любого предмета. А умение работать с книгой и любовь к чтению значительно облегчают этот процесс познания нового. К сожалению, в последние годы всё чаще мы стали слышать, что дети не любят читать, не интересуются книгами, «боятся» больших объёмов читаемого, читают по слогам даже в подростковом возрасте. Как следствие не понимают прочитанного, не умеют работать с книгой, воспринимая чтение как наказание, а не как увлечение или досуг.

Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо.

Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.

Выделяют следующие причины снижения интереса к чтению:

  • усиление влияния средств массовой информации
  • чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
  • резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
  • изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.»);
  • отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. По — началу детям нравиться сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника, чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще и интереснее.

Читайте так же:  Чего не стоит говорить человеку на диете

Дети сейчас очень мало читают, тем самым лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, сказок, рассказов. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, перешедшие в 5 класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Проблема: Как привить интерес к чтению?

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. ( М.И. Оморокова «

Совершенствования чтения младших школьников»). М. Просвещение. – 2006г. Она же утверждает, что исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.

Какие только виды работ не придумывает учитель начальных классов, чтобы дети на уроке читали с интересом.

Методы и виды работ:

  • сказочные герои приносят письма детям
  • «Кто играет в прятки»?
  • образец учительского чтения
  • пиктограммы

У каждого учителя есть серии сюжетных картинок по развитию речи. На основе некоторых из них составляют коротенькие рассказы.

Очень нравится детям чтение, под названием «Кто играет в прятки?».

На доске записаны 5-6 рядов букв (25 слов). Но среди случайного набора букв, вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто с ними играет в прятки, это могут быть: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.

Кто играет в прятки?

  • КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ
  • ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ
  • ЁСЛИНОТУШКАНЧИККМ
  • ЭЖЛОСЬАКЛОРИНДЮК
  • МОРЖКОЗАИПРОЖУКМТ
  • АЕПЧЕЛАРМТЬЮЖИРАФ
  • МПАЛЕВ ИЬЮВОРОНАЖЪ
Видео (кликните для воспроизведения).

Такие упражнения развивают внимание, зоркость при чтении

Больное место на уроках чтения – это невыразительное монотонное «бубление» вместо выразительного чтения.

И, конечно, каждый учитель стремится научить детей читать выразительно. На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости не грех сделать в учебнике пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.

  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение в лицах.
  • «Жужжащее чтение».
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение цепочкой по абзацу.
  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Кроме индивидуального чтения, на уроке всегда присутствует хоровое чтение текста. Дети, которые хорошо читают, прочтут, а другие повторяют за ними.

На предметных неделях по литературному чтению организуются конкурсы в на лучшего читателя, самую читающую семью, самый читающий класс, самую лучшую библиотеку.

Большую помощь в обучении детей выразительному чтению могут оказать небольшие по объёму произведения, написанные в форме диалога.

Например:
— Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
— Заходи, служивый.
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего мне есть.
— Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
— Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
— Как так из топора кашу сварить?
— А вот как, дай-ка котёл. (Сказка «Каша из топора»)

Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную окраску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания, определяем интонацию.

Способ «жужжащего» чтения нашёл широкое применение в начальной школе.

Еще один шаг по развитию интереса к чтению- это использование проектной деятельности, которая является актуальной, интересной и результативной. Именно в процессе реализации проектов возможно включение ребенка в различные виды деятельности.

Повышению читательской активности способствуют регулярные посещения библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь — единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.

Самое важное, что могут родители – посоветовать ребёнку записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать её.

Немаловажную роль в развитии интереса к чтению играет семья. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы – в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей.

Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть – ребёнок. Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного досуга.

Приведу несколько советов родителям, как воспитать и поддержать в деталях привычку к чтению. (из книги В.Уильяме)

  • Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.
  • Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
  • Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
  • Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
  • Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.
  • Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому – нибудь из домашних.
  • Поощряйте чтение.
  • В доме должна быть детская библиотечка.
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
Читайте так же:  Паломничество по святым местам куда поехать на пасху

Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.


Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность учиться и в коллективе класса находится в тени.

Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой- то результат.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, также формированию навыков выразительного чтения.

Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.

Итак, «начальная школа должна сформировать младшего школьника как осознанного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.

Список использованной литературы.

  1. Н.П. Яшина «Учить читать трудно, но интересно». Журнал «Начальная школа».
  2. И.И. Тихомирова. «Что могут родители?» Журнал «Школьная библиотека.
  3. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников.
  4. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа.

Как пробудить в ребенке интерес к чтению

  • Как пробудить в ребенке интерес к чтению
  • Почему наши дети не читают
  • Какие книги любят читать подростки

Специально учить чему-либо молодое сознание удается редко и не всегда удачно, а в игровой форме запоминание материала происходит само собой. Процесс образования тогда происходит легко и результативно. Реально действенный способ привлечь внимание ребенка к книге — это читать ему на ночь интересные и захватывающие сюжеты. Поверьте, рано или поздно пытливый ум станет стремиться постичь грамоту, которой владеете вы. Ведь все в жизни малыш хочет научится делать сам!

А если папа или мама умеют читать ему такие замечательные сказки, значит, и он сможет прочесть им не менее любопытные. Вот на этом моменте и пора садится за учебу. С искренним интересом с детской стороны процесс разучивания букв быстро перейдет в стадию складывания слов и первых прочитанных, отмеренных собственным пальчиком, строк. Не успеете отвернуться, как ваш юный гений уже перевернет все страницы вашей домашней библиотеки и потянет вас за руку в книжный магазин к новым увлекательным историям и знаниям. А в школе, на уроках литературы, он, несомненно, будет отличником.

Что делать, если спохватились занятые родители поздно, и ребенок уже не так мал и те самые литературные школьные уроки даются ему с большим трудом? И здесь можно придумать разумный выход, если добиться искреннего интереса к чтению. Для более взрослых детей стоит задуматься над выбором «его», персональной и взрослой темы. Что способно завлечь внимание вашего ребенка сильно? Возможно, вы предполагаете, что это компьютер.

Наивное детское сознание захватывает не сам объект, а те процессы, которые в нем происходят. Предложите литературу на интересующие его темы, покажите варианты развития навыков и знаний в компьютерной тематике, поговорите с ним о важности всестороннего образования. И, конечно, читайте книги, если уверяете ребенка, что это действительно полезно. Быть хорошим родителем — значит, прежде всего, уметь хорошо воспитать самого себя.

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению.
статья по теме

Любовь к чтению учит ребенка самостоятельно мыслить, увеличивает его словарный запас и развивает эрудицию. Большинство родителей понимает, что это необходимо, но не все знают, как развить у ребенка желание читать.

Вложение Размер
kak_privit_u_rebenka_lyubov_k_chteniyu_1.docx 15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению.

Послушайте, папы, послушайте, мамы,

Доверьтесь совету, не будьте упрямы!

Ведь это кощунство, ведь это обман,

Когда вместо книги — телеэкран!

И утро, и вечер, недели подряд

Сидят ваши дети и в ящик глядят.

Жуют, в телевизор засунувши нос,

И их усыпляет телегипноз.

Они не играют, они не шалят,

Они не похожи на прежних ребят.

Компьютер и Интернет занимают прочные позиции в познавательной, развлекательной и образовательной сферах современных детей. Однако ни одна аудио-сказка или компьютерная игрушка не сравнима с печатными книгами.

Любовь к чтению учит ребенка самостоятельно мыслить, увеличивает его словарный запас и развивает эрудицию. Большинство родителей понимает, что это необходимо, но не все знают, как развить у ребенка желание читать.

Развитие интереса к чтению — необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Родители должны формировать устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, чем у школы, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.

Любовь к чтению необходимо прививать ребенк у с раннего возраста, а не непосредственно перед школой. Любовь к книге у ребенка проявляется, в первую очередь, через слушание. Чем ярче и выразительнее интонации взрослых во время чтения, тем больше будет интерес ребенка к книге. Пусть чтение станет хорошей привычкой, хотя бы десять-пятнадцать минут в день. Даже если ребенок уже умеет читать самостоятельно, необходимо продолжать совместное чтение. Это лучшее время для общения и для закрепления хорошей привычки — читать, если ребенок имеет пример перед глазами — читающих папу и маму — ему тоже захочется читать. Хорошо, если есть библиотека дома. Рассматривать книжные переплеты, доставать их из полки, шуршать страницами. Это целый ритуал, предшествующий погружению в чтение. Также положительное влияние оказывает знакомство ребенка с любимыми книгами родителей, передайте их как семейную реликвию.

Читайте так же:  Свадебный переполох приметы и суеверия

Нужно с раннего возраста приучать ребенка к бережному отношению к книгам. Рвать, заламывать и разрисовывать страницы в два года — еще позволительно, но в пять лет ребенок уже прекрасно понимает, как нужно обращаться с книгой. Пусть он знает, что книги имеют своё — место на полке — и приучается возвращать их обратно.

Правильное чтение — это техничное чтение. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. Но в обучении чтению важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.

Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

1. Если ребёнок находится ещё только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать меньше, но чаще. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

3. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В этом режиме ребёнок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых.

4. Для того, чтобы ребёнок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.

Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их ребёнок научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно. Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги. Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.

Послушайте, папы, послушайте, мамы,
Доверьтесь совету, не будьте упрямы!
Выбросьте телек, какой бы он ни был!
За это вам дети скажут спасибо!

Как развить в ребенке интерес к чтению

У нас в первом или втором классе преподаватель придумала вести дневник чтения. Поскольку сын ответственный товарищ, то и чтение у нас стало обязательным. Хотя итак нравилось слушать и читать сказки. Так и осталась эта любовь к чтению до сих пор.

Знаете, Ольга, мне кажется, что читательские дневники сейчас везде. У нас тоже были в начальной школе. Помню даже, когда я училась тоже было что-то такое. Хорошо еще, что сын успевал прочесть и школьную программу и то, что нравилось ему самому. А вот его одноклассники просто ненавидели эту обязаловку. Видимо скорости чтения не хватало, они не успевали даже заданное читать. Наша учительница заставляла их читать на уроке и все время жаловалась, что многие даже в 9 классе читают очень медленно.

Странно, я вообще никогда не слышала про читательские дневники, у нас в школе их не было. Какая-то я неправильная

А еще я бы добавила (хоть это вроде бы является очевидным) наличие и доступность книг для ребенка. Например, у меня дома все детские книги я составила на самую нижнюю полку шкафа, как только ребенок понял, что их рвать нельзя (лет с двух примерно). С тех пор он может в любой момент взять любую книгу под свое настроение, а не тянуться к ней на верхнюю полку. Книг очень много, выбор большой, так что он с удовольствием читает их сам (ему сейчас 6, читать он начал в 4 с половиной), либо я на ночь читаю то, что он выбрал, что ему интересно.

У нас эти дневники были. Так, что вам повезло. А то, что книги всегда доступны очень хорошо. Теперь не дайте школе отбить у него желание читать.

Если книжка интересная, то тут и развивать ничего не нужно — не знаешь, как оттащить. А вот если скучища, то сколько ни тыкай носом в книгу, все равно томиться будет.

Большинство современных школьников даже не начинают читать. Откуда им знать, насколько их это заинтересует. Сам процесс для многих слишком сложен и непонятна цель.

Мы стараемся привить любовь к чтению у своей внучки, но процесс этот идет очень медленно.

Ей 5,5 лет, знает все буквы, потихоньку учится читать, но любви к чтению, как было у меня в ее возрасте, у нее, увы, нет.

Не часто просит прочесть ей книгу, да и на наше предложение почитать ей интересную книжку нередко отвечает отказом.

Елена, хорошо бы, чтобы момент чтения ассоциировался с приятными моментами и общением с вами (перед сном, в дороге, когда нет возможности заменить чтение современными гаджетами).

Видео (кликните для воспроизведения).

Я помню, в детстве, очень не любил читать книги. Мне бы на улице побегать или с ребятами погулять. А сейчас, если можно было, то сутками бы читал. Ведь это так интересно.

Как развить в ребенке интерес к чтению
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here