Как развить в ребенке креатив и изобретательность

Важное на тему: как развить в ребенке креатив и изобретательность с полным описанием и комментариями специалистов.

Что такое креативность и как ее развить у ребенка

В психологии под креативностью (от англ. creative – «создавать») понимают способность нестандартно мыслить, находить новые решения в привычных ситуациях. Креативная личность – это та, которая может решить проблему абсолютно новым методом либо путем добавления всего одной детали. Причем наличие творческого мышления не коррелирует с интеллектом – даже если человек умен, это совершенно не значит, что он является такой личностью. А вот с чем есть прямая связь, так это со способностями индивида быстро находить разное применение полученной им информации.

Креативность начали изучать в связи с творческим потенциалом человека, без учета его интеллектуальных способностей. Сейчас творческое мышление изучают в связи с личностью и в связи с интеллектом. Были выделены более десятка интеллектуальных особенностей, каждая из которых характеризует способность нестандартно мыслить – в их числе быстрота мысли, гибкость мышления, возможность разрабатывать гипотезы, мышление без стереотипов и т.п. Сколько бы исследований креативности не проводили ученые, им так и не удалось сойтись в едином мнении относительно того есть ли связь между интеллектуальным развитием и способностью творить.

Лучше всего креативность развивается в юном возрасте. Кроме того было установлено, что на развитие творческого начала влияет среда, в которой растет ребенок, его личностные особенности и способности. Ни один мальчик или девочка не рождается творцом, этому во многом способствуют родители и педагоги, помогая раскрывать заложенной природой таланты. Если позволить этим талантам раскрыться, то ребенок вырастет незаурядной личностью. И напротив, если среда не способствует развитию творческих способностей, то результат будет плачевным.

Наличие способностей выявляют специальные тесты, однако использовать только их недостаточно. У некоторых специалистов есть мнение, что измерять способности нужно, еще и анализируя то, что может создавать данный индивид.

Развитие креативности делится на две фазы. Первая фаза – это возраст 3-5 лет, когда ребенок подражает взрослому, наделенному способностями, и в этом проявляется механизм формирования творческого начала. Далее в подростковом возрасте, начиная с 13 и до 20 лет, у подрастающего ребенка появляются и закрепляются навыки «специализированной креативности» – он уже способен развивать имеющийся талант в какой-либо определенной сфере. По итогам своей деятельности во второй фазе ребенок либо начинает творить самостоятельно, отказавшись от подражания, либо так и останутся подражателями на всю жизнь.

Как развивать творческие способности

Как известно, развивать детей лучше всего во время игр, чтобы ребенку было интересно учиться, и он получал удовольствие от самого процесса, не думая о конечном результате. Но для достижения этого результата важно обеспечить определенные условия:

  • создать нужную атмосферу – педагог, помогающий взращивать талант, должен иметь правильный подход к детям, принципы его общения с ребенком – доброжелательность и открытость;
  • учитывать особенности ребенка – следует понимать, что все дети разные, и кто-то может тут же переключаться между задачами, а кому-то это не под силу, тогда ребенку нужно дать больше времени и применять способы, которые будут развивать креативность с ускорением мыслительных реакций;
  • поддерживать интерес – скучное занятие это плохое занятие, потому стоит задуматься о том, как привносить элемент новизны в каждый урок;
  • не ждать быстрых результатов – на то, чтобы творческие способности ребенка раскрылись, потребуется время и торопить процесс нельзя;
  • показывать личный пример – педагог для развития креативности у ребенка сам должен быть таковым.

Упражнения для развития творческих способностей

Сделать ребенка креативнее и развить его интеллект помогут несложные упражнения:

  • придумать историю на основе взятых наугад двух слов или словосочетаний, связав их единым сюжетом;
  • нарисовать то, чего не существует – например, животное, дав ему свое название;
  • построить дом на бумаге, выбрав самую необычную конструкцию и представить, как бы это смотрелось, если бы этот дом на самом деле построили;
  • дать новое название привычным вещам, еде или любому другому предмету;

Развивая креативность при общении с кем-либо, не бойтесь озвучивать самые невероятные идеи, придумывайте все время что-то новое. А наедине с собой можно поразмышлять над какой-нибудь проблемой, сосредоточившись на своих мыслях и ощущениях. Подобных упражнений, которые помогут развить творческие способности, очень много – выбирайте те, которые придутся по душе.

Развивайте в ребенке изобретательность

Ребенка следует знакомить с различными культурами, событиями, людьми и образами мышления

Уникальной чертой каждого человека является изобретательность. Взрослые конечно-же могут повлиять на изобретательность ребенка. Тут влияние оказывают скорее факторы окружающей среды, нежели генетические факторы. На самом деле, этому качеству способствует веселая, радостная атмосфера, позволяющая оригинальности развиваться, а также проводящая различия между тем, что является подходящим и полезным. Такая атмосфера создается, когда производится анализ различных подходов. Поддержанию подобных условий способствуют взрослые, которые считают, что для любой проблемы можно найти решение.

Настойчивость – это важная черта для изобретательных личностей. Изобретательные люди чаще всего стараются любым способом найти решение проблемам, в то время как остальные разочаровываются и бросают всяческие попытки. Для того чтобы ваш ребенок был более настойчив, необходимо работать над двумя качествами. Во-первых, необходимо демонстрировать ему, что ни одна проблема, по сути, не является неразрешимой. Продумав стратегию и необходимые аспекты проблемы, можно найти ей решение. Во-вторых, важно подчеркивать, что неудачи свойственны ситуациям, а не людям. Неудачи представляют собой лишь временное состояние дел и означают, что необходимо использовать другой подход или собрать больше информации.

Изобретательность уникальна, и лучшим способом развивать ее, было бы создать мастерскую для творчества. В мастерской ребенок сможет не только развивать свое творчество, но и весело проводить время. Необходимо спланировать помещение для мастерской таким образом, чтобы ребенку нравилось проводить там время, чтобы он стремился заниматься чем-нибудь, творить и работать, развивая таким образом изобретательность, избавляясь от скуки.

Читайте так же:  Как создать роскошный интерьер топ-10 элементов декора

Изобретательность можно начинать развивать еще в раннем возрасте. Для того чтобы занять маленького ребенка, необходимо немало времени, терпения и тщательной подготовки. Рекомендуется создать подходящую атмосферу в комнате, где ребенок проводит больше всего времени. На стенах в комнате можно повесить наклейки или картинки с изображением любимых героев мультфильмов, а на потолке можно повесить светящиеся звезды или что-нибудь в этом роде. Это поможет во время укладывания ребенка спать. Мебель необходимо располагать таким образом, чтобы ребенок мог до нее достать. Игрушки и материалы для рукоделия необходимо класть там, где ребенок сможет без труда ими пользоваться. Это способствует самостоятельности и выработке уверенности в себе у ребенка, а также позволит вашему ребенку быть постоянно чем-нибудь занятым. Маленьким детям очень нравится рисовать всякие каракули на стенах. Детские каракули можете заключить в деревянную рамку, чтобы это выглядело как настоящее произведение искусства.

И в заключение, для того, чтобы развивать изобретательность ребенка, знакомьте его с различными культурами, событиями, людьми и образами мышления. Дайте ему знать, что существуют различные способы решения проблем. Вселите в ребенка уверенность, чтобы он смог пробовать что-то новое, соответствующее его способностям и ожиданиям.

Как развить изобретательность и творческую жилку? 9 упражнений, которые можно начать делать прямо сейчас

Наверняка вам приходилось сталкиваться с проблемой «узкой специализации», когда человек не в состоянии поразмышлять о чём-то выходящем за пределы его профессиональной деятельности. Конечно, можно сослаться на недостатки образовательной системы, но не в ней одной дело, беда в нежелании развиваться, расширять границы своего кругозора, игнорируя разнообразие имеющихся способов. Так что в большинстве случаев проблема кроется в элементарной лени и нежелании покидать свою зону комфорта.

В 1936 году американская писательница Дороти Бранд в своей книге «Wake Up and Live» («Пробудись и живи») предложила несколько забавных упражнений для мозга, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким. Эти упражнения предназначены для того, чтобы вытащить вас из вашей привычной среды, показать другую перспективу (даже другую реальность, если хотите) и создать ситуации, в которых потребуется изобретательность и творческое решение.

1. Проведите 1 час в день ничего не говоря, только отвечая на прямые вопросы, в своем обычном окружении, не создавая впечатления, что вы обижены или не в настроении. Ведите себя обычно, насколько это возможно. Не делайте никаких замечаний и не поддавайтесь на попытки выудить из вас информацию.

2. На 30 минут в день задумайтесь об одном-единственном предмете, не отвлекаясь больше ни на что. Можете начать с пяти минут.

3. 15 минут в день ведите общение, не употребляя слов «я, мне, мое».

4. Остановитесь на пороге любого переполненного людьми помещения и вдумчиво оцените его размеры.

5. Позвольте, чтобы ваш новый знакомый говорил только о себе, не позволяя ему осознать это. Вежливыми вопросами верните его в русло взаимного разговора так, чтобы он не почувствовал негатива.

6. Попробуйте говорить исключительно о себе, не хвастаясь, не жалуясь и не заставляя собеседников скучать.

7. Составьте строгий план на два часа в день и четко следуйте этому плану.

8. Поставьте себе 12 случайных задач, например: пройти 20 километров от дома без использования каких-либо специальных средств; идти 12 часов без еды; позавтракать в самом неожиданном и неподходящем месте, которое вы сможете найти; ничего не говорить целый день, кроме ответов на вопросы; не спать всю ночь и работать.

9. В течение дня говорите «да» на все вопросы и предложения (в рамках разумного). Эти упражнения могут показаться странными, но на самом деле они могут внести в вашу жизнь много нового и заставить узнать себя лучше.

Вот небольшая подборка книг для расширения сознания.

Сочинения К. Кастанеды широко известны. Если вы ещё не знакомы с ними, начните с книги «Разговоры с Доном Хуаном». Это первое произведение серии, поэтому логично начинать с него, но эти книги интересно читать в любом порядке.

«Семь языков бога» Тимоти Лири заставляют задуматься над сложнейшими проблемами эволюции человека. Может ли прогресс идти рука об руку с нравственностью? Попробуйте найти свой ответ.

Станислав Гроф, известный методикой холотропного дыхания, в своей очередной книге «Космическая игра» предлагает увидеть возможности человеческого сознания, упускаемые из виду в повседневной жизни.

Книга «Двери восприятия. Рай и Ад» знаменитого Олдоса Хаксли написана для всех, кто ищет идеальный путь расширения сознания.

Нил Дональ Уолш в своей книге «Завтрашний Бог». Величайший духовный вызов» сделал попытку дать практическое руководство для всех желающих расширить сознание. Насколько это у него получилось, судить вам.

Какой бы из путей вы ни выбрали, поработать придётся серьёзно, так как сменить способ мышления и перестать действовать не по инерции не так просто.

10 дел, идей и упражнений, чтобы развить творческие способности ребенка (и свои тоже)

Мы подготовили чек-лист с интересными активностями для погружения в творчество. Предложенные идеи помогут разбудить в ребенке фантазию и вдохновляться каждый день.

1. Ищем источник вдохновения

Малыш сел рисовать или играть с конструктором и забросил остальные дела — поддержите его увлеченность. Среди всех творческих занятий важно найти то, которое будет зажигать огонек в глазах ребенка. Не удалось словить вдохновение сразу — продолжайте поиски. Вероятно, ребенку больше понравится собирать картинки из мозаики, делать аппликации, лепить из пластилина или космического песка, складывать оригами и т.д.

2. Оформляем творческий уголок

Источник нашли — создаем условия. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.

Читайте так же:  Самые женственные предметы нашего гардероба

Место детского творчества может напоминать последствия урагана, но на это стоит уметь закрыть глаза. «Нет хаоса — нет вдохновения. Это как кухня во время обеда» — говорил американский филолог и литератор Мейсон Кули.

Воспринимайте беспорядок как часть творчества.

Создать условия, атмосферу — важно. Еще важнее — развивать стремление творить, находить источники вдохновения.

3. Фантазируем каждый день

Хотите раскрыть и развивать творческий потенциал? Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела. Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в скучную обязаловку. Ведь для ребенка это в первую очередь игра.

Добавляем творчество в бытовые дела

Даже уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля. Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара из Франции, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым. С таким подходом вы и сами будете быстрее справляться с рутиной.

Какие-то вещи затерялись? Почему бы не превратить их поиски в квест!

Упражнение «Найди применение»

Подумайте вместе, как нестандартным образом применить бытовые вещи. Например, зубной щеткой можно расчесывать кошку, щекотать друзей, рисовать красками и т.д.

4. Учимся развивать воображение, наблюдая за окружающим миром

Гуляйте в парке, выбирайтесь за город, научите ребенка любоваться красотой окружающего мира. Интересно придумывать образы, разглядывая облака, или угадывать предметы по их очертаниям поздним вечером. Если взять с собой увеличительное стекло или бинокль, наблюдать за птицами и насекомыми будет еще интереснее.

Художник Роб Саядж-младший с помощью планшета создает вот такие рисунки из облаков.

Вооружитесь маркером для белой доски (он легко смывается) и пробуйте вместе с ребенком нарисовать свои фигуры на стекле.

5. Творчество доступно каждому

Чтобы научиться мыслить творчески, нужно тренироваться. Не все получается сразу, но ведь это не беда: нет тех, кто стал мастером в своем деле без всяких усилий.

Плюс творчества в том, что оно может быть недорогим или вообще бесплатным. Пакет из-под молока с помощью камешков можно превратить в музыкальный инструмент, из салфетки смастерить цветок, а из палочек от мороженого — шкатулку. Была бы фантазия!

Простые материалы дают ребенку большой простор для творчества.

6. Сохраняем результаты и желание творить

Дети огорчаются, когда узнают, что их поделки и рисунки выбрасывают. Поэтому собирайте и храните детское творчество. Это и для вас памятные вещицы, и для ребенка источник вдохновения. А через 15-20 лет вчерашние каракули тоже могут повзрослеть и вырасти в профессиональное искусство.

Детские рисунки художников в новом исполнении. Работа Katherine Brannock

Критиковать (,) нельзя (,) хвалить

Ребенок хотел нарисовать лошадь, а вышла собака? Карандашный рисунок после акварели превратился в мазню? Мнение мамы и папы для ребенка самое авторитетное. Словом можно вдохновить или отбить желание заниматься творчеством. Постарайтесь аккуратно реагировать на первые творческие шаги.

За мужеством критики должно следовать мужество похвалы.
Оноре де Бальзак

7. Погружаемся в искусство

Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты в театр, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.

Упражнение «А что, если бы. »

Возьмите за основу сказку и измените в сюжете одну деталь (например, Красная Шапочка не сказала волку, где находится дом ее бабушки). Пофантазируйте, как бы дальше развивался сюжет сказки.

Хорошая книга составит детям компанию и научит мечтать.

8. Моделируем ситуации, которые требуют творческого решения

Во взрослой жизни бывают сложные ситуации, из которых проблематично найти выход. Вот здесь и требуется умение мыслить нестандартно. Научите ребенка рассуждать и искать оригинальные способы решения проблемы.

Упражнение «Найди выход»

Предложите ребенку придумать решение для проблемной ситуации. Что делать, если перепутал билет и сел не в ту электричку? Заблудился в чужом городе и нет при себе телефона?

9. Решаем нестандартные задачи

Решение логических задач и головоломок — хороший способ развить нестандартное мышление.

На платформе «ЛогикЛайк» более 2500 заданий на логику, воображение и пространственные представления. Чтобы открыть ребенку доступ к занятиям, нужно зарегистрироваться.

10. Процесс важнее результата

Не обязательно стремиться вырастить гения искусства. Куда важнее видеть пользу творческого, неординарного мышления, которое помогает решать даже самые сложные жизненные ситуации.

Задача родителя — пробудить в ребенке тягу к творчеству, помочь ему найти свои таланты и реализовать их.

Видео (кликните для воспроизведения).

Научить видеть новые возможности и находить нестандартные решения.

Творческие способности хорошо послужат ребенку в школе, в работе и в жизни. Придумывайте и создавайте новое. Получайте радость от творчества и развития вместе с ребенком!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Рекомендуем дополнительные материалы по теме:

Как развивать в ребенке креативность и творческие способности?

Специалисты уже давно подметили, что творческие люди наиболее адаптированы к различным переменам и легче привыкают к любым изменениям в жизни. Поэтому, даже если ваш ребенок больше интересуется подвижными играми или стремиться пересчитать всех воробьев в парке, нужно обязательно уделять большое внимание развитию креативности и творческих способностей. Ну а наши советы помогут вам в этом.

Принято считать, что развивать творческие способности и креативность нужно только в том случае, если ребенок явно проявляет склонность к творчеству. Однако важно понимать, что в каждом человеке природой заложено стремление творить и окружать себя красивыми вещами. Таким образом, можно смело заявить, творчество проявляться не только в музыке или рисовании, не менее значимую роль оно играет и в таких точных науках, как математика, химия или физика, поскольку именно умение находить нестандартные решения, обобщать и анализировать позволяет добиться успеха в научной работе.

Читайте так же:  Новая коллекция женской одежды от певицы рианны

Кроме того, специалисты уже давно подметили, что творческие люди наиболее адаптированы к различным переменам и легче привыкают к любым изменениям в жизни. Ведь даже самую обычную стирку или другую рутинную работу можно превратить в увлекательнейшее занятие, если проявить творческий подход и немного креативности. Поэтому, даже если ваш ребенок больше интересуется подвижными играми или стремиться пересчитать всех воробьев в парке, нужно обязательно уделять большое внимание развитию креативности и творческих способностей. Ну а наши советы помогут вам в этом.

Развиваем креативность

В каждом ребенке с самого рождения заложен огромный потенциал креативности, который по мере взросления может сойти практически на нет. Чтобы этого не произошло нужно с первых же лет жизни малыша создавать ему благоприятную среду для развития фантазии, воображения и творческого мышления. Когда родители предоставляют своему ребенку возможность выражать себя и свои эмоции нестандартно, они учат его смотреть на мир по-новому. Что это даст? Ребенок сможет не только решать поставленные перед ним задачи, но и не будет бояться подходить к их решению с другой, нетрадиционной стороны. В то же время будет расти его самооценка, он не будет бояться рисковать и воплощая в жизнь новые идеи.

Что же нужно делать родителям для того, чтобы их ребенок вырос креативным и сообразительным?

1. Стремитесь наполнить мир ребенка материалами и игрушками, которые позволят ему воплощать свои фантазии и идеи (то есть, развивающими творческое воображение). Например, конструктор или большой гардероб для куклы позволит ребенку комбинировать и придумывать новые способы их использования. У малыша всегда должны быть под рукой краски, клей, ножницы и разноцветная бумага. Для детей постарше открывается еще больше возможностей для творческого самовыражения – это и фотография, и музыка, и живопись, и резьба по дереву. Вариантов бесчисленное количество.

2. Одним из наиболее интересных способов развития творчества уже с раннего детства является спектакль, поэтому почаще устраивайте дома представления домашнего театра. Для маленьких детей это должны быть несложные ролевые игры, где они примеряют на себя разные роли, часто даже из взрослой жизни (например, доктор или продавец.) С возрастом игру необходимо усложнять – ребенок должен принимать непосредственное и самое активное участие в подготовке представлений: мастерить костюмы, делать реквизиты, рисовать декорации и т.д. Помощь родителей, конечно же, нужна, но в разумных пределах.

3. Всегда поддерживайте своего ребенка, когда он делится с вами своими идеями. Не отталкивайте его, даже если у вас нет времени, и ни в коем случае не высмеивайте его, иначе он замкнется в себе.

4. Старайтесь как можно чаще посещать музеи и галереи искусств, концерты и выставки (это сможет вдохновить ребенка на новые идеи).

5. Организуйте домашнюю мини-выставку – храните поделки и рисунки ребенка на видном месте (это продемонстрирует ему, как им гордятся и ценят его труд).

6. Всегда давайте ребенку время подумать и самостоятельно принять решение поставленной перед ним задачи, не стоит его торопить.

7. Всячески поощряйте его любопытство. Нельзя отмахиваться от ребенка, когда он задает вопросы. Нужно найти время, чтобы обсудить все, что малыша интересует. Причем делать это нужно обстоятельно и не торопясь. Естественно, родители должны не только отвечать ребенку, но и стимулировать его любознательность, задавая наводящие вопросы – можно интересоваться обо всем, что вы и ваш ребенок видите вокруг: природа, люди, скульптуры, граффити, интересная архитектура и т.д.

8. Обратите внимание ребенка на творчество других детей. Таким образом он сможет понять, что не только взрослые умеют и могут создавать красивые вещи.

Ну и самое главное, не помешало бы и самим родителям стать креативнее. Ведь главный пример для подражания – это родители.

Развиваем творческие способности ребенка

Главная ошибка родителей, которые стремятся развить творческие способности ребенка – приобретение развивающих игрушек с уже заданной сюжетной линией. Такие игры и игрушки просто не дают малышу проявить всю свою фантазию. А ведь именно фантазия (домысел) как раз и развивает воображение, без которого невозможно творить. Конечно, различные конструкторы, в какой-то мере позволяют пофантазировать и очень привлекают детей, но все-таки они недостаточны для полноценного творчества. В свободном доступе у ребенка всегда должны быть и другие необходимые предметы: пластилин, карандаши и альбомы. В лепке и рисовании ребенок сам придумывает своих героев и свои истории. Здесь вовсю работает воображение.

Для такого творческого самовыражения не нужно жалеть пространства комнаты. Нужно выделить небольшую область в квартире, где ребенок сможет общаться с собственной фантазией, и не будет бояться испачкать пластилином ковер или измазать красками обои. Кстати, если малыш «выйдет» за пределы отведенной под занятия творчеством части комнаты ни в коем случае нельзя его ругать, а тем более наказывать. Просто постарайтесь доходчиво ему объяснить, что так делать не стоит.

Поощряйте собственных детей генерировать идеи. Это можно делать изо дня в день, предлагая ребенку самому выстраивать план на выходные или на какую-нибудь поездку. Старайтесь не подавлять творческую мысль ребенка, даже если с вашей точки зрения она бессмысленна. Прислушиваться к нему. Пусть ребенок учится ошибаться в своих творческих изысканиях. Родители могут лишь слегка корректировать новые идеи. Осуждение и высмеивание совершенно недопустимо. А, вот в меру хвалить ребенка очень полезно. Это вселяет в него уверенность и оптимизм.

Старайтесь поощрять гибкость мышления. Если ребенок предложил один вариант решения какой-то задачи, попробуйте предложить ему придумать еще несколько вариантов. При этом помните, что размышлять полезно сообща. Ребенок должен видеть ваше соучастие и вашу заинтересованность. Иногда уместно попросить ребенка изобразить разные идеи и варианты решений с помощью красок на обычном альбомном листе.

Читайте так же:  Актуальная бижутерия для осеннего сезона

Полезно сокращать время, проведенное перед телевизором. Лучше его посвятить совместным играм, прогулкам или интересным занятиям.

Если ребенок не очень хорошо сходится с другими детьми и, что часто бывает, стеснителен и растерян в незнакомой обстановке, следует приглашать его сверстников в дом и заниматься любым творчеством: репетировать детский спектакль, моделировать корабль или самолет. Такие занятия не только помогут раскрепостить ребенка, но и разовьют социальные навыки и здоровую конкуренцию в творчестве.

Очень важно наблюдать за интересами ребенка, следить за тем, чтобы он был обеспечен нужными материалами для творчества и необходимой литературой по избранной тематике.

Урок 5. Развитие креативности

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре:

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве – в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность». В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере личностного роста. Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым свойством личности, а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность – это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Особой важностью гибкость мышления обладает для творческих людей, т.к. позволяет им постоянно черпать новые идеи. Если же говорить о научной деятельности и процессе обучения, то обсуждаемое нами качество делает их в разы эффективнее. То же касается и бизнеса: если человек не обладает способностью мыслить быстро и гибко, то и успех будет маловероятен. А вкупе с такими качествами как дипломатичность и сговорчивость гибкий ум позволяет избегать любого рода конфронтации, конфликтных ситуаций, а также разрешать споры и грамотно вести переговоры.

Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, противостоять стрессам и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

Навык решения сложных проблем

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие – аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению. В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при творческом подходе.

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством – учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Читайте так же:  Самые ужасные сочетания в одежде, которые испортят любой образ

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Рекомендации по развитию продуктивности

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

  • Ставьте чёткие цели
  • Постоянно отслеживайте результаты своих действий
  • Ведите свою деятельность в надлежащим образом организованном пространстве
  • Умело распоряжайтесь своим временем
  • Сначала всегда делайте важные дела
  • Помните о том, что 20% действий дают 80% результатов, и наоборот
  • Заполняйте свободное время полезной деятельностью
  • Занимайтесь планированием
  • Повышайте свои профессиональные навыки
  • Уделяйте достаточное внимание отдыху

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Рекомендации по развитию гибкости мышления

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше разноплановой литературы
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, эту)
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Извлекайте опыт из ошибок
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

К играм, развивающим гибкость мышления, можно отнести различные головоломки (например, эту), ребусы, кроссворды, логические и психологические игры и т.д.

Рекомендации по развитию оригинальности мышления

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и креативность
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте ассоциативное мышление
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод «Мозгового штурма»

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие «Впиши слова», «Друдлы», «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Рекомендации по развитию навыка решения сложных проблем

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • Ищите в каждой поступающей проблеме положительные стороны
  • Воспринимайте проблемы как возможность развиваться и личностно расти
  • «Копайте» глубже – ищите суть проблемы
  • Будьте открыты новым возможностям, даже самым экстраординарным
  • Развивайте творческий потенциал и креативность мышления
  • Решайте проблемы по мере их поступления, одну за одной, расставляя приоритеты
  • Культивируйте позитивное мировосприятие
  • Ведите здоровый образ жизни
  • Если вы не знаете, что делать – просто отправляйтесь спать

Среди игр, которые позволяют человеку развить свой навык решать проблемы, выделяются экономические, психологические, интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Видео (кликните для воспроизведения).

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Как развить в ребенке креатив и изобретательность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here