Как воспитывать ребенка щедрым

Важное на тему: как воспитывать ребенка щедрым с полным описанием и комментариями специалистов.

Время воспитывать щедрость

В возрасте 3-5 лет дети начинают играть вместе. На площадке, в детском саду можно заметить, как дети сбиваются в «группы по интересам».

Мальчишки играют в милиционеров, пожарных, космонавтов. Девочки – в «дочки-матери». Если до этого игрушка имела ценность сама по себе только потому, что принадлежала ребенку, то сейчас все меняется. Игрушки становятся «промежуточным» звеном между детьми, условием игры.

Теперь дети сами стремятся поделиться игрушкой с друзьями, ведь это означает, что будет совместная увлекательная игра. Человеческие отношения выходят на первый план. Игрушка, принесенная в сад и никого не заинтересовавшая, будет отложена в дальний угол.

Именно в это время на волне совместной игры в детях и можно воспитать умение делиться, которое у взрослых называется щедростью. Ребенок очень быстро понимает, что, разрешив играть своей игрушкой другим, он получает право войти в группу, играть вместе. Именно поэтому родители 3-5-летних детей гораздо реже вспоминают о жадности. Просто они видят, что дети начали делиться и это произошло как бы само собой.

Дети, как правило, охотно делятся своими вещами с друзьями, но могут не разрешить даже притронуться к ним остальным. Дело в том, что ребенок выделяет для себя близкое окружение, в которое входят родные и друзья. Этим людям он доверяет, всегда охотно общается и с удовольствием поделится самым сокровенным.

И есть люди, рядом с которыми малыш вынужден находиться, но может отказывать им в общении (например, некоторые родственники и остальные ребята в саду). С ними он не захочет делиться. Жадность ли это? Нет. Подумайте сами: у вас есть машина. Дадите ли вы на ней покататься вашей знакомой из соседнего подъезда? Скорее всего – нет. А вашему мужу, брату? Скорее всего – да. Поэтому если ребенок способен поделиться с близкими и друзьями, то жадным он не является.

В этот период ребенок активно вбирает в себя социальные установки жизни. Он начинает соотносить свое поведение с некими правилами, обязательными для всех. Поэтому именно сейчас самое время рассказать, а лучше показать на своем примере, что значит делиться. Вы должны показать, что надо уметь не только брать, но и давать.

Старайтесь использовать для этого каждый удобный случай. Например, от плитки шоколада осталось несколько долек, и ребенок хочет все доесть. Неплохо в этот момент напомнить ему, что вы тоже не отказались бы от шоколада, да и папе надо оставить. Поделите все на 3 равные части. Если в семье несколько детей, не забывайте напоминать им о том, что надо всегда делиться между собой, а также с вами.

Покупая сладости в магазине, предложите ребенку: «Давай купим эти конфеты бабушке, мы ведь скоро поедем к ней в гости». И не ленитесь помочь малышу сделать кому-либо подарок своими руками ко дню рождения и праздникам. Не упускайте случая предоставить ему возможность почувствовать, как приятно делать добрые дела и в ответ получать благодарность друзей и родных.

Щедрость – это душевная потребность

Научить детей делиться игрушками и конфетами — мало. Ведь настоящая щедрость – это не только способность поделиться какой-то вещью, но и желание поделиться ей. Поэтому важно, чтобы ваш ребенок видел, что вы находите время, чтобы помочь друзьям, чтобы «по душам» поговорить с родными, чтобы порадовать чем-то близких. Важно, чтобы ребенок понял: вы сами получаете радость от всего этого. Тогда и он научится быть душевно щедрым.

* Пока ребенку 1,5-2,5 года позвольте ему защищать свои игрушки от других детей. Помните, что в этом возрасте у ребенка формируется умение постоять за себя и свою собственность. Придерживайтесь стратегии «он может поделиться, если захочет».

* Присмотритесь, какое положение занимает ребенок в семье. Не позволяйте ему становиться «маленьким тираном».

* Убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки. Разговаривайте, обсуждайте с ним прожитый день. Проводите время вместе: гуляйте, играйте и развлекайтесь. Хороший эмоциональный контакт с ребенком – лучшая профилактика жадности.

* Применяйте игротерапию, читайте книги, вместе смотрите мультфильмы о жадности и щедрости, учите пословицы о щедрости, играйте в игры, где герои должны делиться, и обязательно обсуждайте прочитанное или увиденное. Именно так, а не назидательно можно дать ребенку модель адекватного поведения.

* Поощряйте совместные игры детей, особенно начиная с 3 лет. Взаимодействуя с друзьями, ребенок сам научится делиться, ведь это залог интересного общения.

* Никогда не называйте ребенка жадиной, ведь «как вы лодку назовете, так она и поплывет». Каждый раз произнося это обидное прозвище, вы как будто бы внушаете малышу, что он именно такой. Обязательно хвалите ребенка, когда он делится с кем-то, если он поделился с вами, скажите, что для вас это очень приятно.

* Поговорите с ребенком о желаниях и потребностях других людей – его друзей и членов семьи. К примеру, если ребенок говорит, что хочет мороженого на полдник, можно сказать, что его соседский товарищ тоже любит сладкое, предложите малышу позвать его в гости и угостить.

* Ребенок должен уметь уважать чужую и свою собственность, поэтому у малыша старше двух лет должно быть свое место за столом, а также вешалка в прихожей и крючок для полотенца в ванной.

* Обычно малыши не желают делиться, когда мама и папа не объяснили им, что делиться – не значит отдавать детские игрушки навсегда. В таком случае родители должны объяснить малышу, что он дает свою машинку мальчику-соседу всего лишь на некоторое время, а когда он поиграет, то вернет ее обратно. Вы можете предлагать ребенку делиться чем-либо, однако делать это надо не слишком настойчиво – необходимо позволить малышу самостоятельно принять решение, ведь душевная щедрость подразумевает неподдельную искренность.

* Учите щедрости в семье. Именно вашу модель поведения ребенок видит и перенимает. Расскажите и покажите личным примером, как весело меняться игрушками, как приятно делиться, и сколько радости полученная вещь может принести другому человеку. Проанализируйте, имеет ли место жадность в ваших семейных отношениях, не проявляете ли вы эгоизм по отношению к супругу или самому ребенку.

Читайте так же:  Эти 10 платьев обязательно должны быть в вашем шкафу

Чаще проявляйте щедрость на лазах у малыша: оказывайте помощь, делитесь едой, вручайте небольшие подарки. Глядя на счастливых родителей, которые не жалеют никогда и ничего друг для друга, дети пересмотрит свое отношение к жадности. Помните, что дети – это зеркало мамы и папы, а большинство проблем в их характере исходят именно от родителей.

* Щедрость души, как правило, граничат с другими высокоморальными качествами, которые стоит развивать в ребенке параллельно – доброта, искренность, любовь к людям, с такими качествами щедрость в малыше проявится «по умолчанию», подчеркивайте наличие этих качеств у окружающих.

* Если вы чувствуете, что не в состоянии справиться с жадностью, то, возможно, дело вовсе не в ней, а в проблеме, лежащей глубже. Не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу.

Воспользуйтесь нашими рекомендациями, объяснив ребенку, что такое щедрость, и совсем скоро ваш малыш начнет делиться без криков и упрашиваний. Если ребенок будет расти в счастливой семье среди любящих и добрых людей, которые подают хороший пример поведения, проблема жадности исчезнет сама собой.

Как воспитать ребенка щедрым?

Здоровый эгоизм – нужная черта характера, и ее наличие у взрослого человека совершенно не возбраняется. Но где грань разумной «любви к себе» и эгоизма, выходящего за рамки нормы? Родителям, имеющих маленьких детей, придется постараться, ведь их важнейшая задача – воспитать малыша не жадным, щедрым по отношению к окружающим. О том, как добиться нужных результатов, пойдет речь в статье.

Дети, окруженные заботой и любовью бабушек-дедушек, родителей, нередко растут в атмосфере вседозволенности. Конечно, близкие хотят дать малышу только лучшее, но часто итогом становится чрезмерная жадность, нежелание делиться. Ребенка заботит только его благополучие, он абсолютно не считается с нуждами и потребностями окружающих.

Возможно, с годами ситуация изменится, подросший ребенок поймет, что некоторые поступки не слишком хороши. Но часто детская жадность с возрастом прогрессирует, выливается в другие, еще более серьезные проблемы. Есть определенные советы, как развивать в ребенке щедрость, которые помогут предотвратить неприятные последствия неверного воспитания.

Поведение родителей – лучший пример для ребенка

Для начала стоит задуматься, а как мы сами ведем себя в семье, в отношениях с окружающими и друг с другом, есть ли в этом взаимодействии «нотки» жадности? Нередко эгоизм родителей просто зашкаливает, причем порой ущемляются права самого ребенка. Допускать проявлений жадности на глазах у ребенка нельзя, ведь он всегда берет пример с поведения родителей! Проанализируйте, есть ли место жадности в ваших семейных отношениях. Например, не проявляете ли вы эгоизм по отношению к мужу или самому ребенку. Почаще демонстрируйте щедрость на лазах у ребенка: делитесь едой, делайте небольшие подарки, оказывайте помощь. Покажите своему чаду, что делать добро — это приятно и увлекательно. Тогда он, глядя на счастливых маму и папу, которые никогда и ничего друг для друга не жалеют, пересмотрит свое отношение к собственной жадности.

Чтобы в будущем не знать проблем с поведением ребенка, нужно с ранних лет учить его делать добро, и самый эффективный способ – на своем примере. Видя, как добрые поступки дают взрослым ощущение счастья, малыш наверняка захочет испытать те же чувства и не станет жадничать. Наоборот, отсутствие щедрости со стороны взрослых – верный путь к тому, что дети растут скупыми, жестокими к окружающему их миру.

Дети – это наше зеркало, и проблемы в их характере в большинстве своем исходят от родителей.

Ругань и упреки – верный способ усугубить проблему

Проявления жадности случаются у каждого из нас, тем более, у детей. Если такое явление было отмечено родителями, не нужно сразу пытаться пристыдить или, еще хуже, резко отругать малыша, это может еще больше разозлить малыша и заставить его замкнуться в себе или регулярно идти наперекор родителям. Лучше сделайте вид, что не обращаете внимания на его жадность, просто не реагируйте на нее. А вот когда ребенок наконец-то проявят долгожданное чувство щедрости и радушия, тогда смело хвалите его и поощряйте. Это почти в 100% случаев работает, ведь ребенок запомнит реакцию родителей на те или иные поступки и будет стремиться их повторить.

Насилие – не подходящий метод воспитания

Нередко, когда ребенок на детской площадке категорически не хочет давать свою игрушку другому малышу, мамочка насильно отбирает игрушку у своего ребенка и отдает чужому. Такие действия никогда не сделают ребенка щедрым! Зато в голове у него может отложиться факт «предательства» со стороны самого близкого человека, ведь ему кажется, что мама любит другого ребенка больше. Ни одного положительного вывода из данной ситуации малыш не вынесет, тогда как относиться к матери по-другому вполне сможет.

Игра – отличный вариант развития щедрости

Избавиться от жадности и быть щедрее может помочь любимое времяпровождение детей – игра. Родителям под силу смоделировать ситуации, которые затем будут перенесены в реальную жизнь. Например, давая ребенку какие-либо вкусности, давайте их в парном количестве: две конфеты, два яблока и т. д. Так ему будет проще разделить полученное с сестрой, другом или кем-то еще, поскольку не будет ощущения «последнего куска». Играйте в игры, где герои делятся, читайте книги о щедрости и доброте Можно использовать так называемую «идею обмена»: ребенку будет проще дать товарищу свою игрушку, если взамен он какое-то время получит возможность поиграть чужой.

Щедрость делает жизнь интереснее

Стоит дать понять ребенку, что проявления щедрости могут быть очень увлекательным занятием. Например, собираясь на день рождения к кому-либо из знакомых деток, отправьтесь выбирать подарок. Сделайте процесс выбора для вашего сына или дочки захватывающим: обойдите все магазины, выберите самый лучший по его или ее мнению подарок, запакуйте его красивой ленточкой и дарите с искренней улыбкой на лице.

Нередко жадность как черта характера возникает у детей, которым и в правду чего-то не хватает в жизни. Подарки, игрушки в разумных количествах нужны любому малышу, и это вовсе не означает необходимость баловать его. Также нельзя забывать про эмоциональную близость, ведь дефицит внимания тоже влечет за собой негативные последствия. Идеальный способ дать ребенку лучшее в воспитании – позволить ему расти в счастливой семье и любящей, дружеской атмосфере!

Читайте так же:  7 мифов о японской косметике

Видео: жадный ребенок

Вы изо всех сил приучаете ребенка не быть жадным, а он наотрез отказывается делиться игрушками на детской площадке, а на любую просьбу поделиться отвечает истериками? Психолог Викторя Люборевич-Торхова определила пять фраз, которые помогут ребенку не быть жадным:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Время воспитывать щедрость

В возрасте 3-5 лет дети начинают играть вместе. На площадке, в детском саду можно заметить, как дети сбиваются в «группы по интересам». Мальчишки играют в солдат, пожарных, супер-героев. Девочки – в «дочки-матери». Если до этого игрушка имела ценность сама по себе только потому, что принадлежала ребенку, то сейчас все меняется. Игрушки становятся «промежуточным» звеном между детьми, условием игры.

Теперь дети сами стремятся поделиться игрушкой с друзьями, ведь это означает, что будет совместная увлекательная игра. Человеческие отношения выходят на первый план. Игрушка, принесенная в сад и никого не заинтересовавшая, будет отложена в дальний угол.

Именно в это время на волне совместной игры в детях и можно воспитать умение делиться, которое у взрослых называется щедростью. Ребенок очень быстро понимает, что, разрешив играть своей игрушкой другим, он получает право войти в группу, играть вместе. Именно поэтому родители 3-5-летних детей гораздо реже вспоминают о жадности. Просто они видят, что дети начали делиться, и это произошло как бы само собой.

Дети, как правило, охотно делятся своими вещами с друзьями, но могут не разрешить даже притронуться к ним остальным. Почему же так происходит? Дело в том, что ребенок выделяет для себя близкое окружение, в которое входят родные и друзья. Этим людям он доверяет, всегда охотно общается и с удовольствием поделится самым сокровенным.

И есть люди, рядом с которыми малыш вынужден находиться, но может отказывать им в общении (например, некоторые родственники и остальные ребята в саду). С ними он не захочет делиться. Жадность ли это? Нет. Подумайте сами: у вас есть машина. Дадите ли вы на ней покататься вашей знакомой из соседнего подъезда? Скорее всего – нет. А вашему мужу, брату? Скорее всего – да. Поэтому если ребенок способен поделиться с близкими и друзьями, то жадным он не является.

В этот период ребенок активно вбирает в себя социальные установки жизни. Он начинает соотносить свое поведение с некими правилами, обязательными для всех. Поэтому именно сейчас самое время рассказать, а лучше показать на своем примере, что значит делиться. Вы должны показать, что надо уметь не только брать, но и давать.

Старайтесь использовать для этого каждый удобный случай. Например, от плитки шоколада осталось несколько долек, и ребенок хочет все доесть. Неплохо в этот момент напомнить ему, что вы тоже не отказались бы от шоколада, да и папе надо оставить. Поделите все на 3 равные части. Если в семье несколько детей, не забывайте напоминать им о том, что надо всегда делиться между собой, а также с вами.

Покупая сладости в магазине, предложите ребенку: «Давай купим эти конфеты бабушке, мы ведь скоро поедем к ней в гости». И не ленитесь помочь малышу сделать кому-либо подарок своими руками ко дню рождения и праздникам. Не упускайте случая предоставить ему возможность почувствовать, как приятно делать добрые дела и в ответ получать благодарность друзей и родных.

Вашими помощниками в этом деле могут стать книги. Важно не только читать, надеясь, что ребенок сам поймет мораль, важно обсуждать с ним прочитанное. Можно порекомендовать басню «Стрекоза и Муравей», пьесу С. Маршака «Кошкин дом», мультфильм «Мы делили апельсин». Сюжеты, связанные с проявлениями жадности, часто вплетаются в канву мультфильмов. Ваша задача – ненавязчиво обратить на это внимание ребенка.

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то как раз она может быть тем лекарством или профилактическим средством, которое ищут родители. Через игру можно развить в ребенке желаемые черты или помочь ему решить проблемы.

Вот, например, игра, помогающая развить умение делиться.

Возьмите несколько мягких игрушек. Пусть игрушка, которая больше всего нравится ребенку, будет «за него». Если вы видите в ребенке проявления жадности, то поиграйте в то, как эта игрушка сначала не хотела делиться, хотя все остальные его просили. Тогда другие игрушки ушли играть, а «жадина» остался один. Он расстроился и пошел к своей маме. Она посоветовала ему поделиться игрушками и дала конфет, чтобы угостить друзей. На следующий день «жадная» игрушка поделилась со своими друзьями и они стали играть вместе.

Сначала за «жадину» поиграйте вы. Это важно, чтобы показать желаемую модель поведения. Ситуацию надо обыграть несколько раз. Если ребенок просит тут же играть опять – играйте, значит, пошел активный процесс усвоения новой поведенческой стратегии. Обязательно напоминайте об игре каждый день, но не реже, чем раз в 2-3 дня. Когда ребенок усвоит информацию, он захочет сам играть за «жадную игрушку». Смотрите, как он это делает и исправляйте «ошибки», если они будут. Обратите внимание, изменилось ли поведение вашего ребенка по отношению к сверстникам. Если да, то игра принесла свои плоды. Далее вы можете изредка возвращаться к этой игре, если снова услышите «звоночки» нежелательного поведения

Щедрость – это душевная потребность

Научить детей делиться игрушками и конфетами — мало. Ведь настоящая щедрость – это не только способность поделиться какой-то вещью, но и желание поделиться ей. Поэтому важно, чтобы ваш ребенок видел, что вы находите время, чтобы помочь друзьям, чтобы «по душам» поговорить с родными, чтобы порадовать чем-то близких. Важно, чтобы ребенок понял: вы сами получаете радость от всего этого. Тогда и он научится быть душевно щедрым.

— Пока ребенку 1,5-2,5 года позвольте ему защищать свои игрушки от других детей. Помните, что в этом возрасте у ребенка формируется умение постоять за себя и свою собственность. Придерживайтесь стратегии «он может поделиться, если захочет».

Читайте так же:  Декор цветочных горшков своими руками 20 красивых и простых идей

— Присмотритесь, какое положение занимает ребенок в семье. Не позволяйте ему становиться «маленьким тираном».

— Убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки. Разговаривайте, обсуждайте с ним прожитый день. Проводите время вместе: гуляйте, играйте и развлекайтесь. Хороший эмоциональный контакт с ребенком – лучшая профилактика жадности.

— Применяйте игротерапию, читайте книги, вместе смотрите мультфильмы о жадности и щедрости. Именно так, а не назидательно можно дать ребенку модель адекватного поведения.

Видео (кликните для воспроизведения).

— Поощряйте совместные игры детей, особенно начиная с 3 лет. Взаимодействуя с друзьями, ребенок сам научится делиться, ведь это залог интересного общения.

— Учите щедрости в семье. Именно вашу модель поведения ребенок видит и перенимает.

— Если вы чувствуете, что не в состоянии справиться с жадностью, то, возможно, дело вовсе не в ней, а в проблеме, лежащей глубже. Не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу.

Женский Журнал Woman-ID

Все родители хотели бы, чтобы их ребенок вырос щедрым. Но своими напутствиями, поступками, а главное — реак­цией на действия ребенка, увы, нередко добиваются прямо противоположного. Что же делать родителям, а чего избе­гать, чтобы их малыш не стал жадиной? Всегда ли уместно настойчивое требование «поделись, не жадничай»?

Ребенку до полутора лет сложно поделиться игрушкой, для него она — продолжение руки. Это объясняют три причины.

Первая причина состоит в том, что, появившись на свет, ма­лыш отделяется от мамы только физически. Психологическое осознание себя личностью произойдет значительно позже — к 2,5-3 годам. И только тогда ребенок сможет начать чувствовать грань между понятиями «мое» — «твое» — «свое» — «чужое». А в первые месяцы жизни кроха ощущает себя неотделимой ча­стью мамы, а маму — частью себя, словно она — его рука или нога, только вот гораздо больше него. Каждый предмет, который оказывается в руках младенца, становится будто им самим, по­этому так сложно отдать его другому, выпустить из рук, будь то игрушка или что-нибудь другое.

Вторая причина связана с тем, что на­пряжение мускулатуры формируется зна­чительно раньше, чем расслабление: хватательный рефлекс у малышей более выражен по сравнению с разгибательным рефлексом. Хватать малыш учится еще будучи в материнской утробе, а вот созна­тельно расслаблять свои маленькие паль­чики — только к шести-семи месяцам внеутробного существования.

Третья причина — в узкой направ­ленности внимания малыша: оно устро­ено таким образом, что ребенок «видит», то есть замечает, главным образом то, чем занято внимание находящегося ря­дом человека. Наверняка, вы наблюдали в песочнице картину, когда один малыш берет машинку или лопатку, и за нее тут же хватаются все остальные дети. То, что рядом лежат еще пять практически одина­ковых игрушек, они просто не замечают. Три названные причины как раз и ока­зываются физиологической основой то­го, что, с точки зрения взрослого челове­ка, маленькие детки часто ведут себя, как закоренелые жадины: не отдают игрушку, намертво вцепившись в нее и издавая ди­кие вопли, не поддаваясь на любые угово­ры. Однако не стоит беспокоиться. Это ни в коем случае не жадность! Пройдет бук­вально пара-тройка месяцев, малыш нау­чится значительно лучше владеть своими руками, замечать то, что находится вокруг него, и от такой «жадности» уже не оста­нется ни малейшего следа.

«ОЙ, ЧТО ИЗ НЕГО ВЫРАСТЕТ-ТО!» Подобный коммен­тарий, без сомне­ния, расстраивает маму или бабушку. Хочется защитить и себя, и своего ребенка, и свои ме­тоды воспитания. Не стоит ввязывать­ся в конфликты. Человек, произ­носящий такие слова, просто не очень осведомлен о детской физио­логии, психологии и нормах развития детей. Лучшим выходом будет спокойный ответ: «Ничего, он скоро научится, спасибо вам за заботу».

В разгаре конфликта

Объясняли вы когда-нибудь вашему ребенку, кому принадлежат все игрушки? Если задуматься, то они все — не столько его, сколь­ко ваши, ведь именно вы их покупали.

На этом основании поделите все имеющиеся машинки, куклы и мячики на две части: основная будет «мамина» (соответствен­но, за вами последнее слово, кому разрешать играть с ними и ког­да). Вторая часть, поменьше — это собственность малыша. В нее должны войти те игрушки, которые ему действительно очень до­роги, и те, которые ему подарили. То есть, например, то, что при­несли ему на день рождения — его. А то, что вы купили в магази­не — ваше, но вы разрешаете ему с этим играть. Соответственно, в песочнице, в ситуации, когда к вам в гости пришла подруга с детьми, а также если возникает конфликт между братьями и сестрами, у малыша нет оснований быть недовольным вашими просьбами отдать вашу игрушку. Но ребенок имеет право распоря­жаться своими игрушками полностью по собственному усмотре­нию. А ваше родительское дело — его в этом полностью поддер­живать. Только в этом случае у ребенка правильно сформируется представление о собственности и щедрости, о своем и чужом. Кстати, обычно дети в возрасте двух-трех лет ревностно сле­дят за соблюдением границ «свое» и «чужое»: протестуют, когда гость садится на мамин стул или бабушка берет папину или его, «малышовую» чашку.

От 1,5 до З лет: граница между «своим» и «чужим»

Ближе к двум годам у детей просыпается интерес к сверстникам. Однако до дружбы им еще расти и расти. В этом возрасте дру­гой ребенок для вашего малыша — «дви­жущаяся игрушка», примерно одного с ним размера и поведения. Сейчас для него главное — наблюдать и повторять действия других детей. Поэтому сохра­няется ситуация, когда один взял игруш­ку, и она сразу же понадобилась всем остальным. Чтобы восстановить мир в песочнице, предложите крохе: «Хочешь ка­тать машинку, как Петя? Вот, смотри, такой же красный грузовичок!». При этом важно понять, какую именно особенность игры хо­чет повторить малыш. Например, Петя ка­тает машинку. Но что привлекло внимание малыша? Ему нужна именно красная ма­шинка? Или грузовик с кузовом? Веревочка, за которую его можно тащить за собой? Мир будет восстановлен лишь в том случае, если его желание и ваше предложение совпадут.

Кто в доме хозяин?

Чтобы помочь малышу научиться пра­вильно выстраивать отношения со сверстниками, делиться и не ссориться из-за игрушек, можно использовать несколько хитростей. Кстати, они также помогут ре­бенку сформировать способность правиль­но понимать личное пространство, отста­ивать себя и свои интересы.

Читайте так же:  8 советов на каждый день, которые помогут похудеть каждой

Личное пространство

Точно так же, как у ребенка старше двух лет есть его личные игрушки, у него долж­но быть четко осознаваемое им личное пространство: свое место за столом, своя кроватка, крючок с полотенцем в ванной, вешалка в прихожей, столовые приборы и так далее. А у мамы, папы, бабушки, се­стры или брата — свои. Запомните: ребенок научится уважать и беречь чужое имущество, игрушки, лич­ное пространство других людей ровно в той степени, в которой вы уважаете и оберегаете его собственное.

Смотри, как он рад!

Гораздо лучше слов ребенок понимает эмо­ции. Дайте ему убедиться на собственном опыте, как радуется человек, которому он что-то дарит, с которым делится. Начни­те с домашних: приготовьте сюрприз па­пе или бабушке, а с ними договоритесь за­ранее, чтобы они радовались посильнее. Ведь как часто бывает: малыш предлага­ет бабушке откусить кусочек яблока, а она отказывается: «Зачем, мол, мне, кушай сам, я обойдусь». Ребенок запоминает: де­литься не надо, им и так хорошо.

КСТАТИ, А КАК БЫ ВЫ САМИ ОТВЕТИЛИ НА ВОПРОС: ВСЕГДА ЛИ ХОРОШО И НЕ­ОБХОДИМО ДЕЛИТЬСЯ? Ведь в жизни много ситуаций, когда че­ловек имеет полное право отстаивать как собственное имущество, так и взгляды, убеждения, право быть самим собой и поступать по-своему. Было бы здоро­во, если бы вы захотели и нашли время поделиться с подрастающим ребенком мыслями и историями из своей жизни.

Возраст от 1,5 до 3 лет — время на­чать развивать у ребенка понима­ние того, что все в мире делится на «свое» и «чужое». Хорошо, если ребенок усвоит, что «чужие» вещи берут лишь с раз­решения владель­ца и обращаются с ними аккуратно. При этом надо не просто попросить разрешения взять чужую игрушку, но и услышать ответ, который бывает не только положительным.

Жадность? Бережливость!

У любого явления есть две стороны. Со­ответственно, оно может быть и плохим, и хорошим одновременно. Все зависит от отношения к нему, от того, с какой сторо­ны на него посмотреть. Подчеркивание «плохой» стороны ведет к тому, что ребенок начинает считать себя обиженным и «неправильным», снижается его самооценка, он становится озлобленным и агрессивным. Так и получается, что ро­дительские слова: «Ты жадный, поэтому с тобой никто не станет дружить», — со вре­менем становятся реальностью. Если же акцентировать внимание на по­ложительных моментах, то ребенок со временем «перерастет» свое неумение адекватно строить взаимоотношения со сверстниками. Не ругайте, не кри­тикуйте малыша за «жадность», а похвалите за бережливость и внимательное отношение к вещам и игрушкам.

В отдельных, так сказать, особо трудных случаях, вам может пригодиться онлайн консультация психолога, который, в свою очередь, сможет помочь профессиональным советом в сложных вопросах воспитания детей.

СТАРШЕ 3 ЛЕТ: сказочные помощники

После трех лет наконец наступает время обратить внимание ре­бенка на социальные нормы поведения. К этому возрасту оконча­тельно формируется представление о себе как об отдельной лич­ности. Об этом говорит и то, что они начинают всегда говорить о себе в первом лице («Я пошел, я хочу», а не «Маша хочет»). Теперь уже можно и нужно учить малыша делиться, то есть, выходя, например, на площадку, где возятся его знакомые дети, предложить им поиграть с его новой игрушкой вместе.

Поскольку к трем годам дети уже обычно хорошо разговаривают, на­учите ребенка всем вежливым формулам просьбы и ответа на нее как положительного, так и отрицательного. Причем, конечно же, сказ­ка, ролевая игра с любимыми персонажами крохи станут в этом де­ле помощниками лучше, чем скучные назидательные нравоучения. Их малыш, вероятнее всего, пропустит мимо ушей. А вот злоключе­ниям какой-нибудь Буки-Жадюки, страдавшей от того, что никто не хотел с ней водиться, хотя у нее была целая гора игрушек, посочув­ствует и задумается, стоит ли поступать так же. Еще одно подспорье — старые советские мультики: в них жадины-говядины всегда в проигрыше. Обсудите с ребенком, почему персонаж попал в ту или иную ситуацию, чего он хотел добиться, что из этого вышло, что он приоб­ретал или терял, делая тот или иной шаг. Но не настаивайте на сво­ем мнении. Пусть ваше чадо самостоятельно сделает выводы, что хо­рошо, а что плохо!

Советы педагога: как вырастить щедрого ребенка

Антропологи говорят, что щедрость — глубоко укоренившееся поведение человека. Помощь другим способствует выживанию нашего вида.

Velvet.by собрал простые советы, которые помогут воспитать великодушных детей.

Сегодня мы поговорим о том, как вырастить детей щедрыми

Делитесь и показывайте это

Даже очень маленькие дети замечают щедрое поведение окружающих. Исследования показывают, что щедрые поступки родителей влияют на то, что ребенок сделает так же.

Щедрые поступки родителей влияют на то, что ребенок сделает аналогично

Марк Оттони-Вильгельм, профессор филантропических исследований при Университете Индианы и ведущий автор исследования о передаче щедрости из поколения в поколение, уверен:

Марк Оттони-Вильгельм, профессор филантропических исследований

«Родителям нужно научиться отдавать безвозмездно и не скрывать это. Сделайте щедрость частью культуры вашей семьи».

Будьте осторожны в сравнении

С детства людей привлекают добрые люди. Но недавние исследования показывают, что существуют условия, в которых щедрость может вызывать отвращение и негодование, особенно если одного ребенка считают примером для других детей, чье поведение менее щедро.

Проведенное в 2015 году исследование детей в возрасте от 8 до 10 лет показало, что когда взрослые хвалят великодушное поведение одного ребенка за счет другого, щедрого ребенка не любят его сверстники.

Будьте осторожны, когда хвалите щедрого ребенка, это может вызвать конфликт

Чтобы не сделать щедрость непривлекательной, не высказывайте свое одобрение одного ребенка, принижая другого. Вот пример как поступать не нужно: «Почему ты не можешь поступить так же, как твоя сестра/друг/одноклассница?»

Помогите детям понять, что давать хорошо

Исследования показывают, что маленькие дети могут понять связь между щедростью и счастьем.

Дети понимают связь между щедростью и счастьем

Родители и учителя могут усилить эту осведомленность несколькими способами.

Диана Дивеча, психолог

«Во-первых, просто обратите внимание на их спонтанные щедрые поступки», — советует Диана Дивеча, психолог развития в Йельском центре эмоционального интеллекта. — Затем задайте вопросы, которые побуждают их задуматься об опыте обмена с другими. Каково было позволить вашему двоюродному брату играть с вашей любимой игрушкой? Было ли это легко или трудно для вас? Это заставило вас хотеть сделать это снова?»

Читайте так же:  10 предметов одежды непременно пригодятся вам в отпуске

Простые правила для родителей:

  • Говорите о нуждах и желаниях своих и других людей, так вы взращиваете в ребенке посыл поделиться с другими.

Говорите детям, что у других людей есть желания и потребности
  • Специалисты уверены, что отдавать в том случае, когда знаешь, что есть своё и чужое. Рекомендуют, чтобы у детей с двухлетнего возраста были свои вещи: место за столом на кухне, крючок для полотенца в ванной, вешалка в прихожей.
  • Если ребёнок не хочет делиться — вся причина в том, что родители не объяснили, что он одалживает свою игрушку, а не отдаёт навсегда. Но не стоит требовать от ребенка одалживать слишком настойчиво. Помните, что щедрость — искреннее появление души. Пусть ребёнок приходит к этому постепенно.

Объясните малышу, что он одалживает свою игрушку, а не отдаёт навсегда

Несколько слов о жертвенности

Зачастую дети не различают щедрость и жертвенность. В этом случае ребёнку нужно показать, чем эти понятия отличаются. Для взрослого человека есть большая разница между искренним желанием поделиться и отдать что-то дорогое сердцу, потому что «так делают все хорошие дети».

Научите ребенка делиться тогда, когда хочется, а не жертвовать, чтобы быть «хорошим ребенком»

Во втором случае ничего, кроме обиды и беспомощности, малыш не испытает. Поясните ему следующее:

  1. Есть вещи, которые принадлежат тебе, и только тебе решать, как ими распорядиться.
  2. Не стоит давать свои игрушки тому, кто их постоянно ломает — это не жадность, а бережливость.

Нельзя ребенка заставлять быть щедрым

3.Если просьба дать какую-то вещь сопровождается истерикой, жалобами, то человеку важен факт получения, а не сама игрушка.

4.Не нужно отдавать свои игрушки в обмен на дружбу или общение — есть вещи, которые нельзя купить.

Помните: родительская щедрость выражается не в количестве купленных игрушек, а в том внимании и уважении, с которыми в семье относятся к друг другу и ребёнку.

Как воспитать в ребенке щедрость

От маленьких детей взрослые ждут проявления щедрости и доброты буквально на каждом шагу. Когда ребенок-подросток начинает делиться своими вещами, то у родителей могут закрасться подозрения, что он поступает безответственно.

Жадин и скупердяев никто не любит, а щедрость – одно из самых похвальных человеческих качеств. И речь не только о материальных вещах, но и душевной, эмоциональной открытости, когда человек умеет сочувствовать и делиться радостью и теплотой.

Эти замечательные качества у ребенка формируются под влиянием той среды, в которой он растет. Если у родителей слова расходятся с делом, то своего малыша они будут заставлять делиться, а потом ругать подростка за то, что он не умеет ценить вещи.

Как не вырастить жадину:

Щедрость: как воспитать это чувство в ребенке

С того дня, как родители дают своим малышам общаться с другими детьми, они начинают учить своего ребенка щедрости. «Не будь жадиной, поделись лопаточкой с Мишенькой!». Кто не слышал подобных возгласов на детских площадках? Это естественная часть воспитательного процесса, без которой не обходится ни одна уважающая себя семья. Наряду с умением контролировать свои эмоции, чувством юмора и способностью адекватно воспринимать критику, это качество является самым востребованным в социуме.

Стоит немного поговорить о родителях. Зачастую родители малыша сами не отдают себе отчета в том, что ими руководит, когда они стараются научить ребенка щедрости. Если копнуть глубже, то чаще всего мотивом таких поступков родителей становится влияние мнения окружающих об их ребенке. И это нормально, когда родители хотят, чтобы общество ценило их чадо. Единственно, что не нужно забывать о том, чтобы это желание не было главным и единственным мотивом. Ведь в этом случае родители забывают о желаниях ребенка и учат его нездоровой жертвенности, что в будущем может причинить немало вреда.

Итак, вырисовалось важное правило: нужно учить ребенка не забывать о собственных интересах. Ребенок должен понимать, что не всегда и всем нужно отдавать свои вещи. Это должно быть проявлением симпатии. Лучше, когда это будет обмен – ваш малыш дает свою игрушку, а взамен просит какую-то игрушку поиграться у того, кому он дает свою. Если в ответ ребенок не хочет давать вашему ничего, то лучше воздержаться от того, чтобы насильно заставлять ребенка делиться.

Еще один важный момент. Для того, чтобы делиться, нужно иметь. Важно, чтобы ребенок понимал, что это его вещи. Для этого необходимо научить ребенка четко понимать, что игрушки, которыми он обладает – это его собственность. Для этого выделите для них отдельное место, угол, ящик, мешок, полки – что угодно. Но эта территория будет принадлежать ребенку и его игрушкам. Немалую роль в этом играет также то, чтобы научить малыша заботиться о своей собственности. Так он будет учиться ценить то, что у него есть. Этого можно добиться, приучая ребенка собирать игрушки после того, как он ими поиграется, аккуратно их складывать. Если какая-то игрушка поломается, не спешите отправлять ее на помойку. Вспомните о своем детстве – ведь у большинства из нас оно было довольно скромным. Каждая игрушка была на вес золота. Плюшевый мишка с вырванным глазом-пуговкой, куклы с изрядно поредевшими от времени волосами. Мы не спешили их выкидывать и ценили каждую из них по-своему. Заведите традицию ремонтировать игрушки вместе с ребенком – склеивать, сшивать, отмывать. Тогда ваш малыш поймет, что игрушки – это ценность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Надеемся, что эти советы помогут вам воспитать малыша, который будет адекватно оценивать возникающие в его жизни ситуации и будет по-настоящему щедрым, когда это уместно.

Как воспитывать ребенка щедрым
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here