Рождество история главного праздника всех христиан

Важное на тему: рождество история главного праздника всех христиан с полным описанием и комментариями специалистов.

7 января, православное Рождество

Дата в 2019 году: .

Рождество в ночь с 6-го на 7 января празднуют только православные христиане. В этот день принято собираться всей семьей за праздничным столом и поздравлять друг друга с самым важным праздником для христиан. Но Рождество – это не только праздничная трапеза. Это, прежде всего, праздник духовный, который объединяет всех православных в их вере и надежде на воскрешение.


Дата в 2017 году 7 января, суббота
Когда празднуется? 7 января
Когда был учрежден? 4 век н.э.
Традиции Проведение праздничной литургии. Семейные рождественские обеды, поздравление и вручение подарков родным, знакомым. Народные гулянья.

За праздничным столом для празднования Рождества собираются самые родные люди. Они поздравляют друг друга с самым важным праздником всех христиан – Рождеством Христовым. Но мало кто знает, почему Рождество в православной церкви празднуют именно 7 января. Ведь существуют и другие даты празднования этого праздника.

Почему христиане празднуют Рождество?

Праздник связан с рождением Иисуса Христа, которого безболезненно родила пресвятая Дева Мария после непорочного зачатия. Младенец появился на свет в Вифлееме, в городе, расположенном в царстве императора Октавия.

В те времена проводились переписи по всей империи. Каждый род, колено, племя имели свой город, и люди обязаны были явиться в свой город для внесения их имен в списки. Дева Мария со своим мужем праведным Иосифом происходили от рода Давида. Поэтому вынуждены были отправиться в Вифлеем, город Давида. Но места в гостинице они найти не смогли, и вынуждены были искать себе пристанище в холодную зимнюю ночь. Они расположились в известняковой пещере, которая была предназначена для стойла. Именно здесь и родился Спаситель. Дева Мария вынуждена была самостоятельно перевязать младенца. А так как теплого места для младенца не нашлось, положила его в ясли к овцам.

Первыми о Рождении Спасителя узнали пастухи, которым явился Ангел с благой вестью. И пастухи отправились в пещеру поклониться младенцу. Мудрецы на Востоке узнали о святом Рождении по восхождению Вифлеемовой звезды. Именно она привела волхвов к пещере, где родился Иисус. Волхвы принесли в дар Спасителю дары из золота и благовония типа ладана и смирны.

Но не все в радость были новости о Рождении Спасителя. Цари Ирод решил любыми путями уничтожить младенца. После нескольких неудачных попыток он приказал убивать всех младенцев младше двух лет, в надежде уничтожить Божьего Сына. В итоге было уничтожено 14 000 мальчиков, которые и стали первыми мучениками во имя Христа.

Для всего христианского мира день Рождества стал священным, праздничным. Поэтому 7 января принято поздравлять друг друга с великим праздником – Рождеством.

История Православного Рождества

Однако отмечать Рождество православные стали не сразу. Практически до конца III века такого праздника не существовало. А 6 января отмечался день Богоявления, который был в большей степени связан с Крещением Спасителя. Самое главное, что фактически точная дата рождения Христа нигде не зафиксирована. В некоторых источниках есть дата 25 декабря 1 года.

Но на этот день приходился языческий праздник, посвященный богу Сатурну. Причем празднования проходили пышно и весело. И Римской церковью было решено объявить этот день датой Рождения Христа, чтобы искоренить языческие обычаи.

Так и разделили Богоявление на два праздника. Один – это Рождество, а второй – Крещение Господне. В 4 веке таких же принципов стала придерживаться и Константинопольская церковь.

Однако в XXI веке церковь разделилась на православную и католическую или Восточную и Западную. Именно это событие стало ключевым в дальнейших событиях, и не только религиозного характера. Поэтому о Православном Рождестве первые упоминания относятся именно к этому времени.

Второе ключевое событие – это переход на новый Григорианский календарь. Это летоисчисление некоторые церкви не признают. Поэтому Русская православная церковь отмечает все праздники по Юлианскому календарю. Поэтому Православное Рождество отмечается 6 января (соответствует 25 декабря по старому календарю) в отличие от католиков, у которых принято праздновать Рождество и по новому календарю 25 декабря. Перед Рождеством обязательно идет Рождественский пост, который заканчивается Сочельником.

Поздравления с Рождеством

Всех христиан поздравляем с Рождеством Христовым. В этот прекрасный и добрый день пусть случаются чудеса и исполняются самые заветные мечты. Пусть ангел охраняет вашу семью от бед, пусть в доме поселится любовь и добро. А всем родным не знать болезней и разочарований, а только вера пусть ведет вперед.

Рождество: история праздника христиан

Христиане празднуют Рождество зимой — 25 декабря по старому стилю или 7 января по новому, но связаны ли эти даты с появлением на свет Иисуса Христа на самом деле? Когда отмечали этот праздник в древности? И почему приходится сомневаться в достоверности тех дат, к которым сегодня уже все привыкли? На эти вопросы можно ответить, если узнать, какая у Рождества история праздника.

До IV века отдельного праздника Рождества не существовало вовсе. Древний христианский мир отмечал день Богоявления, который был одновременно связан:

  • с появлением на свет Иисуса Христа;
  • с поклонением волхвов, которые пришли с Востока и принесли дары младенцу Иисусу;
  • с его крещением в реке Иордан.

У Богоявления были и другие названия: Явление, Эпифания, Просвещение, отмечали его 6 января. Так было до середины IV века, когда сначала в западных странах, а вслед за ними и в восточных день рождения Спасителя стало самостоятельным торжеством.

Почему же ранее считали, что Христос родился именно 6 января? На самом деле это связано с проводимой древними христианами параллелью между появлением первого Адама (виновника и символа греха) и второго — Иисуса — символа жизни и спасения. Считалось, что они появились в одно и то же время с разницей во много лет, а именно — в шестой день первого месяца года.

В евангельских текстах нет точного указания на то, когда появился на свет младенец Иисус. Более того, евангелисты не могут сойтись даже на эпохе. Так, Матфей говорит о том, что Спаситель родился во время правления царя Ирода, но научно доказано, что Ирод умер в 4 году до н.э. А Лука утверждает, что появление на свет Христа произошло при наместнике Квиринии, однако наместником Квириний стал спустя 10 лет после смерти Ирода. Существуют и другие версии.

Такое расхождение во мнениях сейчас позволяет думать, что у Рождества Христова история праздника очень запутанная.

Читайте так же:  8 непрестижных профессий, которые необходимо попробовать

Языческие истоки

После выделения праздника рождения Христа в отдельный его перенесли на 25 декабря. Почему была выбрана именно эта дата?

Дело в том, что на протяжении многих веков 25 декабря по всей Римской Империи праздновали день рождения солнечного бога Митры. Митраизм был широко распространен, и для того чтобы вытеснить представления о языческих богах, церковь решила отмечать в этот день появление сына единственного бога (в противовес языческому многобожию).

Тем не менее, возможно, именно благодаря такому наложению дат, сегодня очевидны зороастрийские (а Митра воспринимался как одно из божеств зороастризма в том числе) влияния на христианство. К примеру:

  • схожи истории появления на свет Иисуса и Митры;
  • в митраизме причащение также происходит вином и хлебом;
  • существование святой воды и окропление ею;
  • идея о бессмертии души и о вознесении на Небо после смерти.

На первых порах, пока христианство не стало государственной религией в Римской империи, день рождения бога Митры и праздник Рождества традиции имели схожие и существовали параллельно. Потом же началось уничтожение всяких упоминаний о Зороастре (или Заратустре), все тексты, где появлялось это имя, не были канонизированы.

Традиции на Руси

На Руси Рождество стали отмечать только в Х веке после крещения князя Владимира. Сначала датой празднования было 25 декабря, но с появлением григорианского календаря у православных христиан, в отличие от католиков и протестантов, появление на свет Христа стало выпадать на 7 января.

И вот до сих пор православное Рождество — праздник, который отмечается 7 января. За 10 с лишним веков он «оброс» традициями, многие из которых чтут до сих пор. Надо отметит, что многие традиции уходят своими корнями в язычество. Так, к примеру, пост, соблюдаемый христианами с 28 ноября по 6 января, призван очистить тело и дух человека — а именно это необходимо, чтобы обмениваться энергией с природой (с точки зрения язычества).

Какие еще существуют традиции у православного торжества?

  1. После очищения (поста) душу и окружающую среду необходимо засевать чем-то новым. Для этого с утра 7 января пришедшие в гости люди с пожеланием хозяевам здоровья и богатого урожая по углам дома разбрасывали зерна.
  2. Традиционный праздничный обед должен был состоять из самых разных яств — считалось, что это привлекает добрых духов, которым необходимо подкрепиться после борьбы с нечистью накануне.
  3. 7 января считается семейным днем, когда надо забыть о хлопотах и заботах и на время погрузиться в себя. Можно устроить домашнюю инсценировку в Рождество об истории праздника для детей — рассказать, как в небе зажглась звезда, а к младенцу Иисусу пришли волхвы с дарами. Традиционно вручить рождественские подарки.

Уже после 7 дня первого месяца начинается самая веселая и интересная святочная неделя, когда устраиваются массовые гуляния и игры. Повсеместно продаются сладости, звучит музыка и все от мала до велика веселятся, радуясь зиме и началу нового года.

Смотрите также:

На весну выпадает много разных праздников, но, пожалуй, ни один из них не имеет столь серьезного подтекста, как День Земли. Когда и в связи с чем отмечается эта дата?

К организации Дня работников дорожного хозяйства нужно подойти со всей серьёзностью. Чтобы подготовить праздник и подарки, которые действительно оценят дорожники, важно учесть все профессиональные особенности. Что же понравится виновникам торжества?

Чудесный первый весенний праздник далеко не всегда был таким безобидным, как сейчас. Ведь еще каких-то 100 лет назад у представительниц прекрасного пола не было права не только на свое торжество, но и на многое другое.

Трудная история праздника Рождества

Рождество — один из самых любимых христианских праздников. Это праздник детства, загадочный, радостный, домашний, уютный. В нашей стране Рождество само по себе ассоциируются с Новым годом, то есть с чем-то новым, неведомым и прекрасным. И это не случайно, потому что именно родившийся в Вифлееме Младенец дал людям новую надежду, новую возможность и новую жизнь.

Появление праздника

Первоначально в христианских церквях Рождество не праздновалось отдельно, поскольку было очень сложно вычислить точную дату рождения Иисуса Христа. Рождество праздновалось в один день с крещением Господним, которое отмечается в церквях 19 января, а по старому стилю — 6 января.

Впервые праздник Рождества Христова был отделён от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, 25 декабря уже показано как «День рождения Христа в Вифлееме». Почему был выбран именно этот день? Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил (8–9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. В римском календаре IV века именно на 25 декабря приходится этот языческий праздник. Чтобы христиан отвлечь от него, в Риме перенесли 6 января на этот день воспоминания Рождества Христова, рождения духовного вечного Солнца.

Напомним, что в церковной традиции Иисуса Христа называют Солнцем Правды, поскольку Он принёс на землю свет истинного познания Бога. Естественно, это было сделано уже после того, как император Константин объявил христианство государственной религией. Такой факт совсем не умаляет значение этого праздника, потому что, как мы уже говорили, символ рождения Спасителя Иисуса отмечался Церковью всегда. Апостол Павел в Первом послании к Тимофею 3:16 писал: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» . Бог явился во плоти! Вот смысл праздника Рождества!

Примеру Римской церкви последовали и церкви христианского Востока. Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III век), одни полагали, что это событие случилось 20 мая другие — 6 или 10 января. По третьим свидетельствам II–III веков, Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря на основании приблизительно следующих соображений. Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий. А в Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который и пострадал, то есть в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая от этой даты 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату — 25 декабря. Эту дату уже принимает святой Ипполит (III век), её защищают святой Златоуст и блаженный Августин.

Читайте так же:  Базовый зимний гардероб

Ранние традиции на Руси

На Руси Рождество начали отмечать в X веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества — Сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей, девушек и гадали. И конечно же, отдавали дань «зелёному змию». Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гуляния славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.

Если до XVIII века Рождество было преимущественно церковным и семейным праздником, то при Петре I оно стало более светским. Конец декабря — начало января превращались в Петербурге в непрерывную череду гуляний, балов, маскарадов. Пётр перенял празднование Рождества из Европы. Обычай устанавливать ёлку под Новый год ввёл тот же Пётр I, но только с 1830-х годов украшенная ёлка стала непременным атрибутом и российского Рождества, и Нового года.

Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря, а Россия — по юлианскому — 7 января. Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что в таком случае нарушится устройство церковного года.

Возвращение евангельского смысла

С приходом в нашу страну евангельской вести и началом пробуждения, возрождённые христиане стали переосмысливать праздник Рождества. Нужно отметить особенности и начало евангельского пробуждения в различных регионах Российской империи. На Кавказе и в Таврической губернии пробуждение началось с проповеди среди молокан. Молокане вместе с православными обрядами отвергли все остальные библейские праздники, считая, что на первом месте стоит духовное исполнение заповедей, которое должно выражаться в благочестивой жизни. Соответственно они не отмечали никаких праздников. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением.

Рождество до революции

Особо следует сказать о Петербурге. Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России. Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью. Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества. Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня — рядом с бедным студентом. С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным. Петербургские верующие проявляли заботу о заключённых, детях, вдовах, одиноких матерях, студентах. На Рождество организовывались праздники для детишек именно из таких слоёв населения.

Княгиня Наталья Фёдоровна Ливен — жена церемониймейстера при дворе Александра II, её сестра — княгиня Вера Федоровна Гагарина и их двоюродная сестра Елизавета Ивановна Черткова — вдова генерал-адъютанта Черткова, дочь графа Чернышова-Крутикова‚ героя войны 1812 года, начали активно участвовать в этом служении, предоставив средства и открыв свои дома для организации таких праздников. Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии.

Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. А. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель. К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан. Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей. Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов. Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа. Это происходило помимо деловых заседаний съездов.

Рождество в Советском Союзе

В конце 50-х годов на Церковь вновь начала наступать атеистическая машина. Но врата ада в очередной раз не смогли её одолеть, и Церковь жила и праздновала Рождество. Верующие старались пригласить друг друга в гости, сделать друг другу хотя бы маленькие скромные рождественские подарки. Особую радость Рождество доставляло детям. Верующие родители стремились, чтобы этот день запомнился как праздник. Многие христиане-баптисты вспоминают, что на Рождество родители делали детям какой-то особый сюрприз. Ну а вечером семья собиралась вокруг Слова Божьего. Поскольку экземпляров Библии было мало, люди старались прийти в дом, где она была, чтобы в эту ночь услышать потрясающую весть о Рождении Младенца. Читали чудом сохранившиеся старые христианские журналы, выходившие в стране до 1929 года. Позже, когда появились приёмники, слушали западные христианские рождественские программы, прорывавшиеся сквозь помехи эфира.

Сегодня мы тоже празднуем Рождество. Пусть это будет светлый праздник, который ознаменуется нашей благотворительностью, жертвенностью, любовью к погибающим людям, как это стало традицией в баптистском движении.

Рождество: история главного праздника всех христиан

Рождество Христово.
История праздника.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой, такой же.

Читайте так же:  Украшение для кухни вязаные продукты

И вот, Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам — Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в шестой, ему соответствовало 6 января, первого месяца года.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Перенесение праздника на 25-е число и торжественное его богослужение имело своей целью поставить противовес языческим суевериям и тем самым обратить сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота — день (рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV вв. (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Из рассматриваемых в настоящей службе стихир и тропарей, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются 1-я стихира на «Господи, воззвах», кондак и икос. Кондак и икос составлены в VI веке св. Романом Сладкопевцем. Им составлены 24 икоса, из которых современная служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь и светилен праздника также весьма древне.

Уже в VII-VIII вв. известны Минеи со службами Рождеству Христову в целом их виде. В Х веке имелись уже службы предпразднства и попразднства. А в XI-XII вв. служба, посвященная Рождеству Христову, принимает на востоке такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба.

Составителями современной службы на Рождество Христово являются, в основном, песнотворцы VI—IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах» и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), св. Косма Маиумский (канон) и другие.

Рождество Христово. Краткая история

Рождество Христово

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

Читайте так же:  10 «вредных» лекарств нашей аптечки

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» ( Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

Рождество: традиции, обряды, история

Рождество Христово — один из самых главных праздников для всех христиан (после Пасхи), поскольку в этот день Дева Мария родила Иисуса Христа. В Православии входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.

Какого числа Рождество

С Рождеством связано множество примет и обычаев — им уделяли особое внимание. Считалось, что как пройдет Рождество — таким и год будет.

Как известно, у католиков и православных дата разнится в связи с особенностями ведения календаря (отчего у нас также появился праздник старый новый год, который больше нигде в мире не отмечают). Рождество встречают 7 января. Грекокатолики тоже празднуют Рождество Христово вместе с православными.

Отметим, что изначально с конца ІІ по IV век Рождество праздновали 6 января – по Крещению Спасителя, но позже оно было перенесено на 25 декабря в связи с тем, что именно в этот день язычники в Римской империи праздновали Рождение Солнца Непобедимого, то есть день зимнего солнцестояния.

Согласно ветхозаветным пророкам, Христос был рожден в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира.

Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий.

Праздник стал противопоставлением обрядам язычников. Переняли и языческий обычай наряжать деревья. И также этот праздник сопровождается службами и торжественными песнопениями. В IV веке равноапостольная царица Елена построила храм на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа.

Ночь перед Рождеством

Вечер накануне Рождества или Сочельник (Свят вечер) имеет свое сакральное значение. В этот день следует соблюдать строгий пост с полным воздержанием от пищи до первой звезды, которая символизирует рождественскую звезду, возвестившую волхвам о рождении младенца Христа. В этот день в первую очередь всем принято есть кутью, обязательно хотя бы маленькую ложечку.

Традиции и обряды на Рождество

Поскольку, как и большинство праздников, Рождество переняло традиции язычества, то и среди традиций встречаем элементы дохристианской эпохи. В старину было принято посыпать стол сеном и держать его там до Щедрого вечера – это символизировало хороший урожай. Позже стало символизировать то, что Иисус родился в хлеву.

Сверху стелить скатерть, а в центре стола ставить блюдо с кутьей и другие блюда, которых должно быть 12 по числу апостолов. Еда была обильной, с мясными блюдами: блины, пироги, соленья и сушеные ягоды, жареная колбаса и пр.

В полночь все обменивались подарками, поздравляли друг друга и загадывали желания. Среди девушек были распространены Рождественские гадания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Все загаданные на Рождество желания обязательно должны быть добрыми.

На Рождество принято зажигать больше свечей, огней, камин — если есть. Свечи привлекают в ваш дом тепло и богатство. Если есть у Вас домашние животные то, на Рождество надо их обильно накормить — тогда и весь год будет сытным и удачным в финансовом плане.

Одну, особую свечу нужно обязательно зажечь за усопших родственников — тогда они помогут Вам привлечь в наступающем году удачу и достаток.

Рождество – отличное время для покупок, больших и маленьких. Купить что-то хорошее на Рождество – отличная примета и знак того, что покупка прослужит вам верой и правдой.

С Рождества и до самого Крещения , на протяжении всех дней Святок действуют определённые запреты, которые обусловлены уходящими вглубь веков представлениями о празднике как остановке времени, некой временной паузе, в течение которой нельзя заниматься производительным трудом и всем тем, что сопряжено с рождением, начинанием, развитием. Поэтому значительная часть запретов касается ремёсел связанных с прядением, шитьём, вязанием, ткачеством, плетением, то есть всего что связано с нитью (верёвкой). Нить является символом жизни и судьбы.

Читайте так же:  Десятка продуктов, полезных для здоровья мужчин

В Рождество нельзя заниматься уборкой и всякими хозяйскими делами. Этот день создан для покоя и радости. Еще лучше, если Вы не будете убираться вплоть до 14 Января (следующий день старого Нового Года). Весь мусор, собранный 14 Января, следует вынести на улицу и развеять по ветру, либо сжечь. Согласно приметам, после этого никакие злые духи не будут беспокоить Вас в течение целого года.

В святой день нельзя ругаться. Кто ругается, тот забирает у своих предков надежду на спасение.

Распространено поверье, связанное с приходом первого гостя. Если Вы приглашаете гостей на Рождество, посмотрите, кто первым войдет в Ваш дом. Если первой войдет женщина, то весь год женщины Вашей семьи будут болеть.

Рождественские правила касались и одежды: в Рождество издавна придерживались еще одной традиции: надевать только новую одежду. Не чистую, выстиранную, а именно новую, еще не ношеную. И не садитесь за рождественский стол в черном. Наши предки верили, что в новом году таких людей ждет неудача в делах.

Не рекомендуется на Рождество и гадать — для того, чтобы спросить у высших сил, что Вас ждет в будущем, будет еще много времени: лучше всего делать это в так называемые Святки — от 8 января и до Крещения, недаром гадания этого времени так и называются — святочные.

На Рождество нельзя пить воду, поэтому уберите со стола всю минералку. Есть кофе, чай и другие отличные напитки. Честно говоря, примета эта немного странная, но уж лучше не пить воды, чем весь год мучиться непонятно от чего.

7 января в гости ходят к родственникам, а также колядовать. Утром 7 января вся семья или несколько представителей идут в церковь на праздничную молитву, а возвращаясь из церкви, люди радостно здороваются: — «Христос родился!» Им отвечают — «Славьте его!» Начиная с вечера 6 января, ходили христославы (колядники) с «Вифлеемской звездой». На палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшается фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества, Спасителя или Божией Матери, затем с этой звездой поющие рождественские гимны обходят окрестные дома.

В некоторых местах пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста — коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков.

В некоторых регионах украшают стол дидухом, снопом пшеницы или овса специальной формы: с четырьмя ногами и большим количеством узлов, символизирующий благополучие на следующий год.

Семь благ Рождества

Число семь считается сакральным. Существует поверье, что сделавший семь благ в православное Рождество будет счастливо жить весь год и даже имеет право попросить у ангелов исполнения самого заветного желания. В этот день принято подавать семь милостынь ради счастья в грядущем году. Обычно это 7 одинаковых монет, подавать которые нужно тому, кто вызывает в душе искреннюю симпатию, сопровождая подаяние произнесенной про себя молитвой. Можно также подарить семь полезных подарков. Как правило, это были полотенца, отдавая которые, дарящий обязательно произносил слова: «Полотенца дарю, умирать погожу, добром зло исправлю, к счастью род мой (семью мою) направлю».

На Рождество издавна проводили множество самых разных ритуалов, но, чтобы вас совсем уж не обвинили в мракобесии, сделайте самые симпатичные и не привязанные к магии. Например, начиная с 7 января, в течение сорока (!) дней (этот период называется мир — наши предки верили, что в это время людям во всех делах помогают ангелы), каждое утро, просыпаясь, загадывайте новое желание — представляете, сколько хорошего войдет в вашу жизнь!

Приметы и суеверия

В Рождество особенную силу приобретают народные приметы и суеверия, как будто бы сама природа и каждый предмет пытаются нам что то подсказать: как жить, чего опасаться. Вот лишь некоторые из них.

Примета о достатке. Если Вы на Рождество потеряете какую -либо вещь, это означает что вас могут ждать убытки в следующем году. А вот если найдёте вещь да ещё какое нибудь ювелирное украшение, тогда к вам уже деньги мчатся на всех парусах!

Примета на удачу. Если Вы случайно за рождественским столом разлили чай или кофе (к спиртным это не относится), то это к приятным новостям и большому успеху для Всех ваших начинаний.

В сочельник (с 7 по 19 января) посмотрите на природу. Если небо чаще всего усыпано звездами, либо часто идет снег, либо на деревьях много инея – год будет богатым, сытным, прибыльным. Если в сам день Рождества идет снег – примета очень хорошая и сулит удачный год.

Если в Рождество на небе красуется молодой месяц – год будет крайне неудачным в финансовом плане.

Самая денежная примета Рождества – она же традиция. В пирог запекается монетка – и кому достанется кусочек с монеткой, того ждет большая денежная удача в Новом Году.

Пусть монетка окажется именно в Вашем куске рождественского пирога!

Молитвы на Рождество Христово

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя,
Живодавче Христе,
нас ради ныне плотию Рождшагося
от Безневестныя
и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь Рождеству Христову

Рождество Твоё, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащий,
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе.

Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют;
нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Готовися, Вифлееме,
отверзися всем, Едеме,
красуйся, Евфрафо,
яко древо живота в вертепе процвете от Девы:
рай бо Оноя чрево явися мысленный,
в немже Божественный сад,
от негоже ядше, живи будем,
не якоже Адам умрем.
Христос раждается прежде падший возставити образ.

Предпразднству (Навечерие), глас 4:

Видео (кликните для воспроизведения).

Написовашеся иногда со старцем Иосифом,
яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,
чревоносящи безсеменное Рождение.
Наста же время рождества,
и место ни единоже бе обиталищу,
но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся.
Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Рождество история главного праздника всех христиан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here