Шаг за шагом почему прогулки – лучший катализатор творчества

Важное на тему: шаг за шагом почему прогулки – лучший катализатор творчества с полным описанием и комментариями специалистов.

Шаг за шагом: почему прогулки – лучший катализатор творчества?

Долгие прогулки. Практический подход к творчеству

Walking in This World

The Practical Art of Creativity

Издано с разрешения David Black Literary Agency, P&R Permissions & Rights

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© 2002, Julia Cameron

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

Книга посвящается Джереми Тарчеру – редактору, издателю и мечтателю.

Спасибо за ясность, мудрость и остроумие. Но главное, спасибо за дружбу

Вступает в мир Иерусалим

Тусклый декабрьский день. Смотрю в окно на освещенный бледным солнцем Риверсайд-парк и вижу пожилую даму и ее спутника, которого она держит под руку. Медленно и осторожно двигаются они по мощенной булыжником дорожке, то и дело останавливаясь, чтобы понаблюдать за скачущей по ветке белкой или отважной голубой сойкой, бесстрашно выхватывающей крошки прямо у них из-под ног.

Я стараюсь запомнить каждую фразу, каждое слово, которые мы с тобой произносим…

Один из моих любимых способов общаться с друзьями – вместе гулять. Мне нравится это чувство растворенности в мире и друг в друге. Нравится, когда мою мысль прерывает ворон, пикирующий к земле с каменной ограды. Нравится медленное порхание осенних листьев, снежинок, яблоневых лепестков – каждых в свое время. Прогулки и беседы делают жизнь более человечной, приводят ее к древнему, очень комфортному состоянию. Мы проживаем жизнь со скоростью движения, шаг за шагом, и что-то в неспешной прогулке напоминает нам, как жить, чтобы насладиться дарованным временем.

Это ощущение наслаждения жизнью возникает автоматически – всякий раз, когда мне удается забыть о спешке и давлении. Наша планета прекрасна, и мы тоже – если только есть время это заметить. Сейчас я живу между Нью-Йорком и Нью-Мексико, между прогулками по дорожкам Риверсайд-парка и тропинкам, ведущим сквозь заросли шалфея, где следует опасаться гремучих змей. Они – настоящие хозяева этих мест, и тропинки оказываются лишь досадной помехой в их привычных маршрутах под ароматными соснами.

Именно во время таких прогулок ко мне приходят лучшие идеи. Именно благодаря им наступает долгожданная ясность. Именно в эти моменты я чувствую полноту жизни, свою связь со всем сущим; именно на прогулке меня посещает молитвенное настроение. Даже в Нью-Йорке можно ощутить себя пещерным человеком, ослепленным великолепием золотых закатов над городом. Всякий раз, когда представляется такая возможность, я гуляю с друзьями и замечаю, как нас объединяет даже молчание, какой свободной и искренней становится наша беседа. Очень надеюсь, что продуманно неторопливая структура этой книги позволит вам присоединиться к таким прогулкам. Двигаясь медленно, быстрее пробиваешь многослойную защиту и отрицание и прикасаешься к живому биению творческого начала внутри каждого. Великий Творец создал этот мир, чтобы ослепить и потрясти нас. Соразмеряя свою скорость со скоростью мира, мы повышаем шансы того, что он нас потрясет и ослепит.

Десять лет назад я написала книгу «Путь художника», основной постулат которой прост: наше творческое начало по сути своей духовно, и мы можем работать (и гулять) бок о бок с Великим Творцом. Сегодня методика, описанная в той книге, мне по-прежнему кажется правильной. Мне – и больше чем миллиону читателей – все так же верой и правдой служат два главных ее инструмента: ежедневное написание трех так называемых утренних страниц и еженедельное сольное приключение под названием «Творческое свидание». За эти десять лет ничего не изменилось. Упражнения остались теми же. Добавилось лишь еще одно, также очень важное, – еженедельная прогулка.

Нет ничего, настолько полно раскрывающего красоту и мощь мира, в котором мы живем, как прогулка. Мы – художники, а это значит, что и телом своим должны пользоваться не только для перемещения по мелким повседневным делам. Еженедельная прогулка позволяет подняться над суетой, обрести свежую перспективу и новый уровень комфорта. Напрягая ноги, мы одновременно напрягаем и умы, и души. Недаром святой Августин, большой любитель гулять, в своих трудах использовал пометку Solvitur ambulando – то есть «проблема решена во время прогулки». В нашем случае решенная проблема может быть как земной – вроде несчастной любви, так и возвышенной – вроде концепции новой симфонии. Идеи посещают нас во время прогулки. И не только идеи, но и их ближайшие друзья – озарения. Часто, гуляя, мы минуем конкретное «что?» и приближаемся к более неуловимому «зачем?».

Время – не линия, а последовательность точек «сейчас».

Возможно, полезно показать вам, как может выглядеть творческая практика. Она должна быть ежедневной и мобильной. Для этого нужны лишь бумага, ручка и пара обуви.

Я просыпаюсь, беру ручку и тетрадь для утренних страниц и обращаюсь мыслями к повседневной жизни, отмечая, что меня волнует, раздражает, восхищает, мучает. Я вожу ручкой по бумаге так же методично, как трет мокрую одежду о камень тибетская женщина, стирая в горной реке. Это ритуал, привычный способ начать день и очиститься перед собой и Богом. Утренние страницы не предполагают притворства. Я именно такая, какой предстаю на них: мелочная, испуганная, не замечающая чудес вокруг себя. Но чем дольше я пишу, тем светлее становится – словно солнце поднимается над горами, и многое проясняется. Я начинаю видеть, почему боюсь, у кого должна попросить прощения, какими делами следует заняться в этот день, чтобы хоть немного продвинуться вперед, а потом могу вдруг ощутить вспышку озарения и увидеть за обыденным «что» ответ на тот самый вопрос «зачем?» (совсем как тибетская женщина: ослепленная лучом солнца, который отразился от ледяной шапки горной вершины, она на мгновение отрывается от стирки). Но по большей части написание утренних страниц – рутина. Я пишу их потому, что пишу. Я пишу их потому, что они «работают». Помогают мне отстирать ткань сознания.

Лучшие мысли чаще всего приходят утром после пробуждения, еще в постели, или на прогулке.

Раз в неделю у меня бывает маленькое приключение – творческое свидание. Да, именно маленькое. Я отправляюсь в магазин, где продают ткани. Или пуговицы. Проскальзываю в пыльную букинистическую лавку. Забредаю в отдел с птицами зоомагазина, где зяблики, волнистые попугайчики и кореллы пытаются привлечь внимание меланхоличного и неторопливого африканского серого попугая. А если повезет, это будет ковровая лавка, где можно прикоснуться к нитям вечности, сплетенным узелок к узелку. Или большой часовой магазин, где слышно ритмичное тиканье, похожее на биение сердца матери.

Читайте так же:  Чем заменить дезодорант 10 натуральных средств против пота

Шаг за шагом: почему прогулки – лучший катализатор творчества

Допустим, вам нужно сделать доклад или представить инновационное решение перед потенциальными партнерами, но кажется, что мысли играют против вас и поспешно разбегаются в разные стороны. Чтобы настроиться на рабочий лад, попробуйте прогуляться.

Связь между прогулками, творчеством и креативом заметили еще греческие философы. В последующие века ее наличие подтвердили многое поэты и писатели. Так, например, Генри Торо отметил в одной из своих книг, что ему трудно сидеть и писать в те моменты, когда он не может встать, выйти и посмотреть на жизни. Но во время прогулок его мысли начинали выстраиваться в единую линию. Поет Уильям Вордсворт, чьи стихи пронизаны описаниями гор, лесов и дорог, за всю жизнь прошел несколько тысяч километров.

Чем же обычные прогулки помогают нам лучше, качественнее и креативнее думать? Что в них такого? Прежде всего, все дело в процессах, происходящих в организме во время активной ходьбы . Сердце начинает работать быстрее, заставляя кровь циркулировать активнее, что, в свою очередь, позволяет лучше наполнять кислородом не только мышцы и органы, но и мозг. Многие эксперименты доказывают, что после интенсивных тренировок или даже небольшого физического напряжения у людей улучшается память и внимание. Регулярные же прогулки способствуют образованию в мозге новых нейронных связей, ответственных за сообразительность и креативные решения.

На скорость нашей ходьбы и движений влияет очень много факторов: от того, какую музыку мы слушаем, до того, о чем думаем в данный момент. К слову, благодаря тому, что процесс ходьбы не требует от нас больших ментальных усилий, она заставляет мозг погружаться в собственные мысли и зачастую генерировать интересные решения. Это состояние уже изучали ученые и снова пришли к выводу, что, делая шаг за шагом, мы провоцируем себя на активную мыслительную работу.

В экспериментах принимали участие студенты Стэнфордского университета. Всех желающих разделили на несколько групп и попросили решить ряд заданий, подразумевающих поиск креативных решений. Часть респондентов во время выполнения задания отправили на прогулку, а второй половине разрешили сидеть в аудитории. В итоге, 95 % участников исследования, которые усердно ходили, смогли найти решение своих заданий. Из тех, кто не подвергался физической нагрузке, только 50 % ответили на вопросы правильно.

Имеет значение и то, где вы гуляете. Лучше выбирать зеленые лужайки, поля и леса, чем городские улицы. Все дело в том, что окружающая природа помогает нам быть внимательнее, в то время как жизнь города, машины и люди отвлекают от собственных мыслей. Тем не менее променады по мегаполисам тоже могут быть полезны. Они становятся источником новых образов и картинок, которые обрабатывает сознание.

Другими словами, во время ходьбы и прогулок мы открываем для себя много нового, что позволяет мозгу создавать собственную «карту» мира и окружающих вещей. После вся эта информация трансформируется в наши мысли, идеи и подходы.

Ходьба улучшает качество творческого мышления

Прогулки пешком полезны для здоровья, и понятно почему: ведь во время прогулки мы ходим, а значит, повышаем свою двигательную активность, что способствует укреплению костно-мышечной системы, дыхательной, сердечно-сосудистой и иммунной систем, а также улучшаем здоровье всех внутренних органов. Кроме того, прогулки способствуют улучшению психологического состояния, улучшают настроение и активизируют работу мозга.

Новые исследования показывают, что ходьба улучшает также и качество творческого мышления. В серии экспериментов исследователи из Стэнфордского университета в Калифорнии (Stanford University in California) сравнили уровни творческого мышления у людей, которые во время решения заданий ходили, с уровнем творческого мышления в то время, когда люди сидели. Обнаружилось, что творческое решение поставленной перед участниками задачи намного чаще приходило именно во время ходьбы.

Для активации творческого мышления важно ходить и совершенно неважно, где это делать

Многие люди утверждают, что они придумали свои лучшие идеи во время ходьбы. Стив Джобс (Steve Jobs), соучредитель концерна Apple, проводил деловые встречи во время прогулки, и было также замечено, что Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg), один из основателей Facebook, делал то же самое.

Теперь исследование доктора Марли Оппеззо (Marily Oppezzo) и Даниэля Шварца (Daniel Schwartz), профессора Стэнфордской высшей школы образования (Stanford Graduate School of Education), может объяснить, почему это так. Ученые вскоре представят выводы, полученные во время проведения исследовании. Выводы по результатам исследования будут опубликованы в научном издании «Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познания» (Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition).

Исследователи обнаружили, что акт ходьбы сам по себе стимулирует творческое мышление, и не имеет значения, где вы ходите, – в помещении или на открытом воздухе, так как для повышения творческого вдохновения это имеет один и тот же эффект.

В одном из экспериментов исследователи обнаружили, что ходьба в помещении на беговой дорожке с видом на глухую стену и прогулки на свежем воздухе помогали генерировать в два раза больше творческих ответов на поставленные задачи по сравнению с попытками найти творческое решение вопроса сидя.

Доктор Оппеззо говорит о своих предположениях, которые были у нее до проведения этого эксперимента. Сначала она думала, что ходьба на свежем воздухе будет способствовать фонтанированию творческого мышления, но оказалось, что ходьба на беговой дорожке в небольшой и скучной комнате дает такие же сильные результаты, и это очень удивило ученых. Доктор Оппеззо отмечает, что это исследование было первым, в котором одновременно рассматривали влияние ходьбы на генерирование новых идей, а также сравнивали это влияние с местом для отдыха.

Исследователи также обнаружили, что эффект ходьбы, по-видимому, сохраняется на некоторое время. И даже если вскоре после прогулки человек снова сидел на месте, он какое-то время еще продолжал генерировать творческие идеи.

Измерение творческого мышления

Тестирование творческого мышления проводилось во время обычной ходьбы в помещении и на открытом воздухе, а также в то время, когда участники сидели либо в помещении, либо на улице. Чтобы провести четыре эксперимента, доктор Оппеззо и профессор Шварц набрали 176 студентов колледжа и других взрослых, которым затем были поставлены задачи. Подобные задания исследователи обычно используют для измерения уровня творческого мышления.

Участников помещали в различные условия: участники первой группы ходили в помещении на беговой дорожке; участники второй группы сидели в помещении (и те, и другие располагались лицом к глухой стене); участники третьей группы ходили на открытом воздухе, а участники четвертой группы сидели в инвалидной коляске на открытом воздухе, и их возили по заранее определенному маршруту на территории Стэнфордского кампуса. Причиной того, что участников возили в инвалидной коляске по открытой местности, служило предположение, что это даст им визуальное восприятие движения, какое бывает во время ходьбы.

Читайте так же:  Необычные сладкие подарки к 8 марта

Ученые разработали для участников различные комбинации относительно того, сколько времени каждый из них проводил на пешей прогулке, а сколько — сидя. Например, одни участники проводили два последовательных занятия во время ходьбы и два последовательных занятия сидя или одно занятие во время ходьбы, а затем одно сидя. Эти занятия длились от пяти до 16 минут, а длительность занятия определялась в зависимости от задач, предложенных участникам, чтобы они моги закончить каждое задание.

В трех экспериментах участники проходили тестирование дивергентного творческого мышления. Дивергентное мышление – метод творческого мышления, которое активизируется в момент генерирования идей, когда человек думает о многих возможных решениях.

В этих экспериментах участникам было предложено подумать о качестве применения того или иного предмета. Участникам предложили одновременно три предмета,и каждый раз у них было по четыре минуты, чтобы придумать столько способов применения этих трех объектов, сколько они смогут. Ответы были маркированы в соответствии с новизной (никто в группе об этом не думал) и с целесообразностью (например, было бы нереалистично предполагать, что шина может быть использована в качестве кольца на палец).

Во время этих трех экспериментов подавляющее большинство участников во время прогулки показали более высокий уровень дивергентного творческого мышления, чем тогда, когда они искали ответы сидя.

В одном из экспериментов с целью протестировать дивергентное творческое мышление, который проводился в помещении, обнаружилось, что почти все участники во время ходьбы по беговой дорожке генерировали в среднем на 60 % больше идей, чем в то время, когда они сидели.

Был также четвертый эксперимент, в котором ученые протестировал более сложный тип творческого мышления. Во время тестирования участникам давали подсказки, к которым они должны были подобрать сложные аналогии. Чем больше аналогия отражала глубинную структуру предложенной подсказки, тем явственнее это указывало на высокое качество творческого мышления. Например, в ответ на предложение «пойти на безопасное ограбление», такой ответ, как «пустой бумажник», не выиграл по качеству такому ответу: «солдат страдает от посттравматического стрессового расстройства», который охватывает чувство потери, психологическую дисфункцию и нарушение.

Этот эксперимент обнаружил, что ходьба на улице помогла абсолютно всем участникам (100 % ) сгенерировать, по крайней мере, одну высококачественную комплексную аналогию, что удалось сделать только 50 % участников, которые сидели в помещении.

Не влияет на конвергентное мышление

Исследование также показало, что не все виды мышления одинаково реагируют на наши действия. Дивергентное мышление и мозговой штурм отличаются от конвергентного мышления, которое требует однозначных правильных ответов. Продуктивное творчество включает в себя ряд шагов – от генерации идей до исполнения, и не все эти шаги происходят с помощью одного и того же типа мыслительного процесса.

Для оценки влияния на конвергентное мышление ходьбы и положения сидя исследователи дали участникам упражнения на слова-ассоциации. В каждом упражнении участники рассматривали три слова, но в ответ должны были подобрать только одно слово, которое было бы связанным со всеми тремя. Например, правильный ответ на такие три слова, как «швейцарской», «торт» и «коттедж» должно быть слово «сыр». Результаты показали, что при выполнении этого теста ходьба оказывала на конвергентное мышление значительно меньшее влияние, чем размышления, которым мы предаемся, сидя на одном месте.

Доктор Оппеззо говорит, что новое исследование показывает, насколько благотворно влияет ходьба на творческие усилия, связанные с дивергентным мышлением. Но, с другой стороны, для конвергентного мышления, как оказалось, ходьба не так уж и полезна.

Профессор Шварц говорит, что сейчас ученым предстоит большая работа, так как необходимо найти основные причины такого эффекта, который оказывает ходьба на наше творческое мышление. Но полученные результаты уже обеспечивают очень надежную парадигму, которая позволит людям начинать манипулировать своими действиями, чтобы отследить, как тело влияет на разум.

Одним из ключевых вопросов для нового исследования будет необходимость определить, что оказывает больший эффект на творческое мышление. Человек для этого должен просто ходить или это может быть любая другая форма легкой физической активности?

Доктор Оппеззо считает, что это исследование предоставило еще одну весьма уважительную причину ввести в свое дневное расписание нескольких фаз физической активности, будь то ниша в школьном расписании или несколько минут между деловыми встречами на работе. Это поможет нам быть более здоровыми и, возможно, более творческими людьми.

«Ходьба помогает думать»

Кристоф Ламур (Christophe Lamoure) — философ, автор книги «Маленькая философия любителя пеших прогулок» («Petite Philosophie du marcheur», Milan, 2007), в которой он рассказывает о таких знаменитых любителях ходить пешком, как Кант, Ницше и Руссо, и рассуждает о связи между энергией духа и физической энергией.

Прежде всего из собственного опыта. Я убедился, что долгие прогулки в горах стимулируют мои размышления. Затем, изучая жизнь разных философов, я обнаружил, что многие из них любили гулять пешком и даже те, кто сам не был поклонником ходьбы, признавали, что она является олицетворением процесса мышления. Декарт, к примеру, описывал свою рефлексию как прогулку в лесу. Он чувствует, что заблудился, и ищет дорогу. Хайдеггер говорит о мыслях как о «путях, которые никуда не ведут»: их цель не в том, чтобы попасть из пункта «А» в пункт «Б», а в том, чтобы двигаться. В этом и заключается то общее, что объединяет философа и ходока: у них нет другой цели, кроме как идти дальше по дороге. Как писал Ясперс, «быть философом – значит быть в пути».

«Ходьба порождает ценные мысли, если я иду по своей воле, чтобы побыть наедине с собой».

«Мы – дух и тело одновременно, и ходьба заставляет нас учитывать эту двойную природу».

В любом случае такие мысли ближе к реальности. Мы являемся одновременно духом и телом, и ходьба заставляет нас учитывать эту нашу смешанную природу. Это возможность дать нашей мысли конкретную опору, от которой мы склонны отмахиваться, когда пускаемся в абстрактные рассуждения. Более того, когда мы ходим по горам, то в этом уже заключена диалектика: мы поднимаемся вверх, однако наш взгляд и наклон головы обращены вниз. Получается, что мы любуемся вершинами и в то же время регулярно смотрим себе под ноги, а значит, на землю, которая напоминает, откуда мы пришли и куда уйдем: «Прах ты есть и в прах возвратишься».

Так бывает довольно часто, потому что для них это возможность поговорить с самим собой – а это и есть определение того, что такое «думать». Но не обязательно. «Диалоги» Сократа, записанные Платоном, во многом имели место во время их совместных прогулок по Афинам и вдоль реки Илисс. Аристотель также учил на ходу. В сущности, вся философия делала свои первые шаги, прогуливаясь. Существует исторический анекдот о Фалесе, который считается первым философом: он обычно ходил, глядя на небо, и однажды свалился в колодец на глазах у рассмеявшейся служанки. Для тех, кто полагает, будто философ должен быть суровым и серьезным, это прекрасный контраргумент: рождение философии было ознаменовано неверным шагом и взрывом хохота!

Читайте так же:  Мастер-класс объемный клатч-конверт

* Ж.-Ж. Руссо. «Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Рассуждение о науках и искусствах. Рассуждение о неравенстве». Пушкинская библиотека, АСТ, 2004.

«Во время прогулки моя мысль обретает новый объем и глубину»

Леонид Юзефович, писатель, историк, сценарист

«В одном из рассказов Бунина есть фраза „Он принадлежал к той странной породе людей, которые думают на ходу“. Я запомнил ее с юности, уже тогда удивившись слову „странный“, – для меня думать на ходу естественно, я каждый день гуляю не менее двух часов и все, что пишу, всегда продумываю во время прогулок. Отчасти, вероятно, дело в своеобразной химии мозга: я чувствую, что чем быстрее я иду, тем легче мне думается. Однако, если бы это было единственным объяснением, мне было бы все равно, где ходить. А это не так: в частности, мое решение переехать из Москвы в Петербург было в свое время вызвано тем, что в Москве мне негде гулять, а в Питере, с его морским воздухом и широкими тротуарами, я могу бродить часами. Мне кажется, что пешая прогулка сродни медитации. Многие любят смотреть на языки пламени или текущую воду – если задать мысли определенное направление и расслабиться, они подскажут верное решение. Ходьба для меня служит той же цели, только эффективнее. Я не математик, я не ищу определенного ответа на конкретный вопрос – для меня важен сам путь мысли. И, когда к тому, о чем я думаю, примешиваются виды городских улиц, лица прохожих или запах текущей воды, моя мысль обретает новый объем и глубину».

«Мне важен контакт с почвой, на которой растет все неизвестное»

Евгения Лисичкина, редактор Psychologies

«Путешествие – это „шествие по пути“, и я люблю путешествовать. Ходьба пешком – мой любимый способ передвижения по любому незнакомому городу. Можно сказать, что я изучаю город подошвами ног, это помогает мне понять его и запечатлеть в памяти его образ. Если бы мои ноги оставляли цветные следы, ими был бы сплошь запятнан весь центр Парижа. И Лондона. И Нью-Йорка. Когда приходится ехать на метро или садиться в автобус, мне кажется, что я упускаю что-то важное, лишаюсь непосредственного контакта с почвой, на которой растет эта едва знакомая мне культура. Этот контакт – ключевой момент путешествия, неторопливого, вдумчивого познания нового. И я всегда испытываю сожаление оттого, что у всех нас – современных людей – так мало времени на эти пешие прогулки. Как говорят йоги, наша душа не успевает переноситься со скоростью нашего тела и реактивного самолета из Москвы в Бомбей. Чтобы действительно „совершить путь“ из России в Индию, нам следовало бы пройти все это расстояние. пешком».

«Ген ходьбы проникает в кровь и плоть, ты ощущаешь азарт и зов свободы»

Томас Эспедаль (Tomas Espedal) – норвежский писатель, автор книги «Идем! Или искусство ходить пешком» (Гаятри, 2007).

«Я шагаю по траве и мху, меня донимают насекомые и мухи, я вижу, как взлетают белые куропатки, сердце колотится. Мне нужно найти привычный ритм ходьбы. Так я и буду двигаться, отдыхать, есть, размышлять и наблюдать. Пить воду из ручья, идти по снегу и почти скользить по просторам, в ровном темпе, словно ноги передвигаются сами по себе. Легко и без всякого напряжения, летящей походкой, стирая ландшафт и вычерчивая горизонтальную линию. Чувство, близкое к опьянению, а возможно, это и есть опьянение, только телесное, помогает преодолевать сопротивление и напряжение, печали и боли, ноющие ссадины, и мне уже нипочем мои дряблые мускулы и тяжелый рюкзак. Я останавливаюсь, краткая передышка – и снова в путь. Есть такая точка, стадия пути, после которой ты уже пересекаешь определенную черту, – преодолев ее, ты уже не хочешь останавливаться, ты хочешь продолжать идти, идти, идти, все дальше и дальше. Уже не играет роли, куда и зачем, в каком направлении – ген ходьбы проникает в кровь и плоть, ты ощущаешь азарт и зов свободы. Ты волен идти куда угодно, и время теряет свои границы».

Почему величайшие умы человечества любили пешие прогулки

Пешие прогулки – это одна из самых полезных привычек, которую вы можете включить в свою жизнь. Среди любителей пройтись пешком можно назвать величайшие умы в истории человечества от Стива Джобса до Чарльза Дарвина.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вот какую пользу вы получите от прогулки:

1. Пешая прогулка увеличивает вашу креативность

Во время прогулки разум принимается мыслить сюрреалистично. Креатив буквально бьёт ключом. Эту теорию подтвердило недавнее исследование, проведённое в Стэнфорде. Учёные обнаружили, что ходьба может увеличить вашу творческую результативность примерно на 60% не только в момент хождения, но даже несколько часов спустя.

Кроме того, почти 81% людей чувствовали себя более творческими, когда гуляли. Поэтому в случае возникновения потребности в креативных идеях, заставьте ноги двигаться.

2. Ходьба улучшает настроение

По словам автора книги «Calm Energy», доктора философии Роберта Тайера, всего за 10 минут ходьбы. можно поднять себе настроение на два часа. Так что, если вы чувствуете упадок духа, прогулка может помочь изменить ощущения. Полезность от прогулки по улице или в парке, возможно, преобразит весь ваш день.

«Красота окружает нас, но, как правило, мы должны начать ходить в сад, чтобы узнать об этом».
Руми

3. Прогулка способствует осознанности

Наша жизнь полна суеты и напряжения. Мы постоянно чем-то заняты. Отправляясь на прогулку, можно устроить идеальную передышку от будничных дел, дать себе время просто побыть здесь и сейчас, осознать происходящее вокруг, оценить природу, отдохнуть от техники, людей и других отвлекающих факторов.


Важно отводить время на такие моменты в течение дня и прогулка как раз послужит этой цели.

4. Ходьба помогает думать

Хождение не только стимулирует творчество, но также помогает понять смысл вещей, которые мы переживаем в своей жизни. Прогулка даёт время, чтобы побыть с собой и своими мыслями, тогда наступает желаемая ясность в мышлении, приносящая прозрение для решения проблем.

«В то мгновение, когда мои ноги начинают двигаться, мои мысли начинают течь».
Генри Дэвид Торо

5. Прогулки идеально подходят для общения

Встречи-прогулки – это идеально. Они обрели большую популярность, благодаря множеству историй Стива Джобса. Все серьёзные разговоры он предпочитал вести во время долгих прогулок.

Кроме того, ходьба и речь меняют динамику общения. Вы чувствуете себя менее формально и более счастливо. В таком состоянии, как правило, легче кого-то привлечь. Проще говоря, во время прогулки мы можем быть продуктивными.

Читайте так же:  Летний салат из черешни и креветок

6. Ходьба полезна для вашего здоровья

Мы много времени проводим сидя: в офисе на работе, на учёбе, дома у телевизора и перед компьютером. Люди стали менее подвижны. Новые исследования говорят о вреде слишком продолжительного сидения (инфографика здесь). Поэтому ходьба может стать идеальным упражнением для поддержания здоровья.

«Все по-настоящему великие мысли приходят в голову во время прогулок»
Фридрих Ницше

Как видите, пользы от пеших прогулок много, так что это отличная привычка, которую стоит включить в повседневную жизнь. Попробуйте выйти на прогулку с утра или в вечернее время после того, как вернётесь с работы. 20-минутная ходьба быстрым шагом вблизи от дома может изменить день к лучшему.

Как прогулки помогают нам думать

В рождественском номере журнала Vogue за 1969 год Владимир Набоков поделился советом о том, как следует преподавать «Улисса» Джеймса Джойса: «Вместо того чтобы увековечивать претенциозную чушь, которую педагоги несут, пытаясь истолковать названия глав – как гомеровские, хроматические и относящиеся к внутреннему содержанию этих глав, – лучше бы они запаслись картами Дублина, где отчетливо прослеживались бы точки пересечения маршрутов Блума и Стивена».

Один трогательный вариант такой карты Набоков нарисовал сам. Несколько десятилетий спустя Джозеф Наджент, преподаватель английского языка Бостонского колледжа, с коллегами создали Google-карту, на которой шаг за шагом, с комментариями, отмечены все перемещения Стивена Дедала и Леопольда Блума. А британское общество поклонников Вирджинии Вулф и студенты Технологического института из Джорджии (США) точно так же реконструировали передвижения по Лондону героев романа «Мисс Дэллоуэй».

Подобные карты проясняют связь между нашим сознанием и ходьбой, от которой зависит содержание книги. И Джойс, и Вулф принадлежат к разряду писателей, которые умели виртуозно переносить стремительный поток сознания на бумагу. Для этого они отправляли своих героев гулять по городу. Когда мисс Дэллоуэй идет по Лондону, она почти не замечает город вокруг себя – скорее, погружается в прошлое и выныривает в реальность, превращая лондонский пейзаж в рельефный, узорчатый ландшафт своих мыслей («постоянно сочиняешь, городишь, ломаешь, ежесекундно строишь опять»).

Глубокую связь между ходьбой и мышлением заметил еще Аристотель. Название его философской школы (от от др.-греч. περιπατέω — «прогуливаться, прохаживаться») возникло из-за привычки философа прогуливаться с учениками во время чтения лекций. Многие писатели в какой-то момент интуитивно понимали: ходьба помогает лучше думать и писать. «Я начинаю шагать, и в мою голову прибывают мысли», – написал в своем дневнике американский писатель Генри Дэвид Торо. Английский литератор Томас де Куинси подсчитал: его соотечественник, поэт-романтик Уильям Вордсворт, чьи стихи полны описаний странствий по горам и лесам, за свою жизнь прошагал не меньше 112 тысяч километров. В среднем каждый день он проходил около 10 км, причем с пятилетнего возраста.

Каким образом ходьба помогает нам думать и лучше излагать свои мысли на бумаге? Ответ простой: меняется наша биохимия. На прогулке сердце активнее качает кровь, она циркулирует быстрее, и больше кислорода поступает не только в наши мышцы, но и во все остальные органы, включая мозг. Научные исследования подтвердили: даже после небольшой физической нагрузки мы успешнее проходим тесты на запоминание и внимание. Регулярные прогулки также стимулируют образование новых нейронных связей между клетками мозга, тормозят старение, увеличивают размер гиппокампа (этот отдел мозга играет ключевую роль в запоминании).

Кроме того, сам характер наших движений воздействует на наши мысли, и наоборот. Многие наверняка замечали: быстрая музыка заставляет нас двигаться быстрее, и чем быстрее мы двигаемся, тем более быструю музыку предпочитаем.

Когда мы идем в своем собственном ритме, наши движения входят в такт с нашим внутренним настроением и нашей внутренней речью. Мы можем изменить ход наших мыслей, нарочно ускорив или замедлив шаг, чего не так просто достичь, если мы занимаемся в спортивном зале, управляем машиной, едем на велосипеде или пользуемся любым другим видом транспорта.

Наше внимание на прогулке освобождается – ведь мы не должны совершать особых сознательных усилий, чтобы просто идти, наш взгляд свободно блуждает по открывающимся картинам окружающей действительности, которые в свою очередь накладываются на цепь образов в нашем сознании. Именно в этом состоянии, согласно исследованиям, в голову приходят новаторские идеи или озарения, дающие нам возможность проникнуть в суть вещей.

Правда, если нужно сосредоточиться на одном предмете – скажем, мы ищем один-единственный правильный ответ на вопрос, – прогулка вряд ли поможет. Шагая, мы отпускаем свое сознание в вольное плавание в бурном океане мыслей, и это бурление помешает сосредоточиться.

Место прогулки тоже имеет значение. Исследования показывают, что, гуляя в парках, садах и лесах, мы восстанавливаем наши умственные ресурсы, а вот город, наоборот, их истощает. Запас нашего внимания ограничен и в течение дня постепенно убывает. Многолюдный перекресток, полный пешеходов, машин и рекламных билбордов, «растаскивает» наше внимание. Совсем другое дело – прогулка в парке вдоль озера. Наше сознание плавно переходит от одного впечатления к другому, мы смотрим на рябь воды, вслушиваемся в шуршание листьев…

Тем не менее как у загородной, так и у городской прогулки есть свои преимущества. Прогулка по городу быстрее стимулирует мозг – он получает больше разнообразных ощущений. Устав от них, можно всегда вернуться к природе. Вирджиния Вулф с наслаждением писала в своем дневнике о творческой энергии лондонских улиц: «Ты на самом гребне высочайшей волны, посреди потока событий». Но ей так же были необходимы загородные прогулки по просторам Саут-Даунса, «чтобы было где развернуться воображению».

Возвращаясь к письменному столу после прогулки, мы понимаем, что писать и гулять – очень похожие навыки, которые одинаково задействуют наш ум и тело. Выбирая маршрут по городу или по лесу, мы должны оценить ландшафт, создать мысленную карту, проложить по ней наш путь и затем перевести этот план в череду шагов.

Точно так же письменная работа заставляет мозг увидеть некий собственный ландшафт, набросать путь по этой воображаемой территории и перевести результат этих соображений в движение руки. Ходьба организует пространство вокруг нас, письмо организует наши мысли.

13 упражнений для фотографов, которые помогут развить креативность

У многих фотографов креативность как приливы и отливы – то накатывает, то покидает. Иногда для творческого порыва полезно использовать искусственную стимуляцию, которая поможет взглянуть на мир по-новому, чтобы продвинуть, обновить или усовершенствовать ваши фотографии.

Существует множество идей, которые призваны побороть творческий ступор или вдохновить на дальнейшее расширение художественных границ. Некоторые сайты и книги предлагают задания и упражнения для смелых фотографов. Мы предпочитаем те из них, которые: 1) связаны с использованием фотоаппарата, 2) меньше привязаны к конкретному месту, 3) весёлые!

Читайте так же:  Итоги выставки style & beauty

Упражнения для развития креативности, которые передавались из поколения в поколение и доказали свою эффективность. (К сожалению, мы не можем подкрепить их информацией о том, кто первым придумал тот или иной приём).

Упражнение 1: Две дюжины

Выберите себе место и, не сходя с него, сделайте 24 уникальные фотографии. (Нельзя перемещаться, ноги неподвижны).

Даже если вы станете перед кирпичной стеной, это будет очень поучительный опыт. Примерно после 12 кадров вам покажется, что все варианты исчерпались, тут-то и начнётся креатив, выжимающий весь потенциал из имеющегося оборудования и окружающего пространства.

Упражнение 2: Один десяток

Сделайте 10 уникальных и/или абстрактных фотографий одного небольшого предмета.

Чем меньше предмет, тем сложнее задача. Не хитрите, «маленький предмет» это не нечто вроде вашего города.

Упражнение 3: Четыре угла

Выберите один объект и сделайте четыре изображения, каждый раз помещая его в другой угол кадра.

Можете перейти на другую сторону объекта? Проделайте то же самое. Снимайте со всех четырёх сторон во всех четырёх углах, если это возможно. Посмотрите, что получится!

Упражнение 4: Искусственные ограничения

Придумайте себе ограничения на один съёмочный день или на выходные.

Ограничениями могут быть:

• Один объектив с неизменным фокусным расстоянием
• Одна местность
• Только в чёрно-белом цвете
• Только с 16.00 до 17.00
• Только в ручном режиме
• Всё переэкспонировать/недоэкспонировать
• Только точечный экспозамер
• Фотографировать только сидя
• Снимать только то, что выше вас
• Снимать только то, что ниже вас
• Без людей в кадре
• Без зданий в кадре
• Заполнять кадр
• Чтобы негативное (отрицательное) пространство занимало более трёх четвёртых кадра.

Эти или другие границы могут стимулировать к композиционному разнообразию.

Упражнение 5: Снимать на «плёнку»

Сходите куда-нибудь, где вы давно хотели пофотографировать, но постоянно откладывали. Снимайте на свой цифровой фотоаппарат, но представьте, что он заряжен катушкой плёнки на 24 или на 36 кадров.

Прежде чем жать на спуск затвора, присмотритесь и задумайтесь, помните об ограниченном запасе «плёнки». Если это не приведёт вас к более обдуманному подходу, касательно съёмки изображений, то притворитесь, что у вас катушка на 12 кадров. Когда «плёнка» закончится, просто походите или посидите, наслаждайтесь средой.

Упражнение 6: Двенадцать абстракций

Сфотографируйте дюжину абстракций одного предмета.

В зависимости от размеров объекта съёмки, вам может понадобиться макрообъектив или телефото. Это задание похоже на упражнение №2, но абстрактность должна подтолкнуть к более глубокому взору.

Упражнение 7: Портативный субъект

Выберите предмет, который сможете повсюду носить с собой и делать с ним разнообразные кадры вне зависимости от места съёмки.

Возьмите любимую «вещь» на прогулку и придумайте, как включить её в ваши изображения. Обратите внимание, как она влияет на кадрирование и композицию. Включите изобретательность с размещением своего портативного предмета.

Упражнение 8: Селфи «неселфи»

Вы будете в каждом кадре. Но это не должно выглядеть как обычное селфи. Поэтому возьмите штатив или альтернативную опору. Начинайте придумывать композицию снимка, затем становитесь так, чтобы попасть в кадр и воспользуйтесь автоспуском. Пусть фотографии с вами получатся содержательными и вдумчивыми.

Упражнение 9: Лотерея

Возьмите много маленьких бумажек и напишите на каждой из них слово или фразу, а затем уложите в глубокую миску и перемешайте. Доставайте по одной бумажке, читайте, берите фотоаппарат и приступайте к съёмке.

Примеры того, что можно написать на клочках бумаги:

• Синее
• Круги
• Панорамы
• Мягкий фокус
• Отражения
• Малая глубина резкости
• Действие
• Счастье
• Размытость
• Бег
• Отрицательное пространство
• Вывески
• Погода
• Буква «Т»
• Тень.

Так у вас всегда готовы идеи для съёмки.

Упражнение 10: Перемены

Пробуйте новые жанры фотографии.

Вы студийный фотограф-портретист? Попробуйте один день заняться уличной фотографией. Вы архитектурный фотограф? Сходите на ближайший стадион или в парк и снимайте в жанре спортивной фотографии.

Упражнение 11: Девять элементов

Сфотографируйте эти девять элементов в одном месте.

Придите на угол улицы или к парку, или в другое место и сделайте фотографии, в которых отобразится следующее:

• Свет
• Тень
• Линия
• Фигура
• Форма
• Текстура
• Цвет
• Размер
• Глубина

И ещё желательно:

Фокус
Тональность
Качество света
Паттерн
Отрицательное (негативное) пространство.

Хотите усложнить? Тогда позвольте себе делать лишь по одному изображению для каждого элемента.

Упражнение 12: Шаги

Пойдите погулять куда-нибудь, где вам всегда хотелось пофотографировать. А во время прогулки останавливайтесь и делайте уникальные кадры, но только после заданного числа шагов.

Какое у вас любимое число? 10? 20? Мир переменчив, всего в нескольких метрах вас может поджидать нечто интересное, остановитесь, чтобы запечатлеть это.

Упражнение 13: Два похода (или две поездки)

Оставьте фотокамеру дома или положите где-то в безопасности. Прогуляйтесь или поезжайте без неё, но по пути всё время ищите потенциал для фотосъёмки. Когда вы доберётесь до места назначения, возвращайтесь обратно тем же маршрутом и продолжайте искать глазами темы для фото. Наконец, с фотокамерой в руках в третий раз идите тем же путём и снимайте кадры.

Если фотоаппарат лежит в сумке, которую вы держите при себе, не доставайте его, пока не проделаете весь путь в обратном направлении. Потерпите. Просто внимательно смотрите по сторонам, наблюдайте, не спешите. Находите новые перспективы.

Упражнение X: Придумайте своё собственное упражнение

Воспользуйтесь перечисленными идеями и придумайте свой рецепт, который поможет снимать творческие изображения за пределами привычного видения.

Гораздо больше советов вы найдёте в интернете или в книгах для фотографов. Некоторые из них имеют форму творческого задания, выполняя которое вы покинете зону комфорта или погрузитесь в нечто для вас совершенно необычное.

Остерегайтесь творческих упражнений, которые сосредотачивают на технических аспектах оборудования. Увязнуть в меню фотоаппарата – едва ли лучший способ развить в себе креатив. Конечно, мы всегда за совершенствование технического мастерства. Просто в данном случае фокусируемся на творчестве, а не на основных деталях того либо иного изображения.

Снимки важны, но на этот раз вторичны. Если после упражнений у вас загорятся глаза, то цель достигнута!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наконец, упражнения для развития творческого начала должны вдохновлять и ни в коем случае не вызывать ощущения рутинности.

Шаг за шагом почему прогулки – лучший катализатор творчества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here